«Бронепароходы». Читаем отрывок из нового романа Алексея Иванова
. Книга обзавелась аудиоверсией в прочтении Сергея БуруноваОпубликован отрывок из нового романа Алексея Иванова «Бронепароходы»
События романа «Бронепароходы» происходят в начале XX века: Россию застает переломный момент 1917 года, разгорается Гражданская война, в которой участвовали не только тачанки и бронепоезда, но и вооруженные пароходы, баржи, превращенные в плавучие батареи. Боевые флотилии к 1918 году оказались в распоряжении «учредиловцев» в Самаре, у Троцкого в Нижнем Новгороде, у повстанцев в Ижевске и у чекистов в Перми. Войну вели не только люди, но технологии и капиталы: противостояние красных с белыми пересекалось с борьбой лидеров нефтедобычи: концерна «Шелл» и компании братьев Нобель, базирующейся в России.
Алексей Иванов работал над романом три года: книга охватывает обширную тему революции и трагические события 1918–1919 годов, промышленный и технический прогресс, на фоне которых развернулись судьбы простых людей и исторических личностей. Писатель искусно переплел документально подтвержденные факты и художественный вымысел, экшен и философские размышления.
«Промышленный прогресс прочно, хотя и нелинейно связан с социальным. Однако в социальном отношении далеко не все, что новое, непременно прогрессивно. Опыт ХХ века показал, что советская власть не была социальным прогрессом, она сковывала производительные силы общества и человека. Значит, критерием социального прогресса в новое время всегда является развитие технологий (развитие, а не заимствование). Но дело не в этом, — объясняет автор. — Предугадывать развитие технологий могут лишь специалисты, а не общество в целом. Как тогда быть обществу? А ему надо вырабатывать такое свое устройство, в котором есть место неизвестному будущему. Нельзя навязывать обществу будущее, будущее должно родиться само, нужно лишь обеспечить ему возможность появиться на свет. Главная мораль заключается в том, что надо оберегать будущее, а порою и спасать его от настоящего и прошлого. Так мать борется за своего ребенка, хотя и не знает, кем он станет, когда вырастет. И мой роман — об этике спасения будущего, которое мы все равно не поймем, даже если нам и повезет его увидеть».
Роман «Бронепароходы» вышел рекордным стартовым тиражом 80 тыс. экземпляров в издательстве «РИПОЛ классик», сразу вместе с электронной и аудиоверсией (в чтении Сергея Бурунова) на «Букмейте». Также его можно найти на маркетплейсах, в интернет-магазинах и в книжных. РБК Life приводит отрывок романа.
Материал предназначен для чтения лицами старше 18 лет
Жужгову было совершенно плевать, кого он везет — царя или не царя. Он спросил просто так — показалось, будто Михаил задремал, но арестованный не должен дремать. Арестованный должен бодрствовать, чтобы сполна ощущать огромную разницу между собой и конвоиром — милиционером Жужговым.
В этом и заключалась суть. Арестованный мучается от неизвестности, переживает, мечется мыслями, а конвоир спокоен. Он насмешливо молчит. Он знает, что случится дальше. Он преисполнен своим знанием, следовательно, умнее, важнее, значительнее арестованного, как заряженный наган тяжелее пустого. Такое превосходство пьянит больше, чем водка.
Жужгову не особенно-то нравилось расстреливать: это дело быстрое — как чурбак расколоть. Жужгову нравилось возить на расстрел. Мотовилихинская Чека приговаривала саботажников и вредителей к высшей мере, а Жужгов исполнял. Приговоренных загоняли на военный катер «Шрапнель», стоящий у стенки заводского причала, и катер, тарахтя бензиновым мотором, плыл к длинному и плоскому острову напротив завода.
Ветер с Камы трепал волосы и одежду приговоренных. Эти люди не верили, что их сейчас убьют, — но ведь знали, куда их переправляют. Одни потрясенно молчали. Другие, которые попроще, спрашивали о чем-то, пытались понравиться, заискивали. Жужгов не отвечал; он стоял и курил, рассыпая искры папиросы. Каждые новые приговоренные вели себя точно так же, как и предыдущие, а потому в глазах Жужгова все они выглядели ничтожными — не поднимались над натурой человека. Катер вылезал носом на песок. Жужгов сталкивал пассажиров. Кто-то из них поднимался и впивался взглядом, кто-то кричал, проклиная, кто-то пытался убежать. Не спускаясь с палубы, Жужгов стрелял из нагана. Эти люди, похожие друг на друга, для него превратились в одинаковых тараканов, и Жужгов истреблял их, как тараканов, уравнивая окончательно в виде раскиданных по острову трупов. Они стали никем, а он — всем.
Кончить великого князя Михаила — без суда и без разрешения губкома — придумал неугомонный баламут Ганька Мясников. Для этого Ганька — член ВЦИКа! — устроил себе перевод из мотовилихинской Чека в губернскую. Но струхнул стрелять сам. Поручил привычному к делу Жужгову.
Вдали — за лесом и за Камой — небо уже начало синеть. Фаэтоны проехали мимо безлюдного разъезда. В рассветной блеклости на путях забыто чернели цистерны, облитые мазутом, и двухосные платформы с какими-то грузами под рваным брезентом. Будка стрелочника была пуста. Отсюда железнодорожная ветка уходила к берегу Камы, к нобелевскому городку с нефтехранилищами.
— А где поезд? — со сдержанной тревогой спросил великий князь.
Жужгов успокоился. Он уже начинал злиться, что лощеный буржуй не выдает своего нерва, и теперь все сделалось, как положено. Разъезд остался позади. Фаэтоны двигались дальше. Еще через версту тот чекист, что сидел на козлах, потянул вожжи и свернул с тракта на проселок.
Проселок сквозь густые кусты вывел на обширную поляну.
Здесь до Великой войны мотовилихинские большевики устраивали свои маевки. Чтобы не цеплялась полиция, молодые рабочие тащили с собой девок, выпивку и гармошки — дескать, у них гулянка, а не политическая сходка. Ради девок и дармовой водки Жужгов сюда и ходил. Говорильня агитаторов его не интересовала — но потом все же как-то увлекла. Агитаторы убедительно и ловко расписывали, что те, кто живет богаче пролетария Николая Жужгова, — гады. Их надо бить. Обязательно придет такое время, когда примутся бить. Жужгов записался в партию. И вот трах-бах — и время избиения пришло.
Фаэтоны остановились, как и было условлено.
— Вылазь, — хмуро велел великому князю Жужгов.
— А… что тут? — немного растерялся Михаил.
— Вылазь, говорено.
Михаил пожал плечами, схватился за край кузова и по-спортивному энергично выпрыгнул из фаэтона. Жужгов завозился, вытаскивая наган. В синеватой дымке, полной холода оседающей росы, Михаил увидел, как из второго фаэтона, качнув всю коляску, выбрался Джонсон, коренастый и грузный. Он недоуменно оглядывал поляну и поправлял ремень. Вокруг в кущах ивняка щебетали утренние птицы. И внезапно из фаэтона оглушительно бабахнул выстрел. Джонсон споткнулся, сронив фуражку, а из ближайшего куста с шумом рванулись вверх перепуганные птицы. Ноги у Джонсона подломились, и он упал. Великий князь Михаил бросился к своему секретарю. Жужгов вскочил с дивана, схватившись за плечо возницы, и выстрелил Михаилу в спину. Великий князь кувыркнулся в мокрую короткую траву. Жужгов второй раз нажал на спуск, но его наган только щелкнул в осечке. Возница под рукой Жужгова тоже выдернул браунинг. Михаил в траве нелепо поднимался на четвереньки, и возница, оттолкнув Жужгова, пальнул в князя. Михаила словно прихлопнуло. Он растянулся в двух шагах от Джонсона и застыл. Грохот выстрелов сменился мертвой тишиной — все птицы молчали.
— Сука! — выдохнул Жужгов то ли про князя, то ли про свой наган. Он знал, что после расстрела охватывает странное изумление: неужели это все? Быстрый гром, нутро еще дрожит, а перед тобой уже ничего нет — ни шевеления, ни взлетающих душ, ни божьего лика в небесах. Кажется, что дело было не по-настоящему, и нужно заполнить пустоту. Лучше всего — выпить. Четыре чекиста подошли к убитым с разных сторон и замерли.
— Закапывать будем? — помолчав, спросил один из чекистов.
— Да к бесу, — с досадой ответил Жужгов. — Светает уже. Еще кто заметит, что мы тут пластаемся… Снимем часы и кольца, стащим за ивняк, а к ночи вернемся и зароем.
— Ганька велел сразу…
— Сам бы и ехал! — огрызнулся Жужгов. — А нам приять надобно, мужики.
— Ну, как скажешь, Коля, — покладисто согласились чекисты.