«Встали к стене, обнявшись». Россияне — о землетрясении в Турции

. Природное явление унесло множество жизней

Россияне рассказали, как пережили землетрясение в Турции

Обновлено 08 февраля 2023, 17:42
Sertac Kayar / Reuters
Фото: Sertac Kayar / Reuters

В Турции — крупнейшее с 1939 года землетрясение. На момент публикации материала погибли более 1000 человек, разрушены сотни зданий. Первые толчки произошли около четырех утра, повторные — в середине дня. Отголоски землетрясения ощущаются в других странах: Сирии, Грузии и Армении, а также на Кавказе и даже в Сочи.

РБК Life связался с россиянами, которые живут в Турции, и разузнал, как они переживают природное явление.

Ксения

Живет в Стамбуле, на момент землетрясения находилась в Адане

Записываю аудио ровно в момент землетрясения. Я выбежала на улицу босиком. Как показывает практика, в таких случаях никто не знает, что делать. В интернете написана разная информация, где-то — что нужно стоять в дверных проемах, где-то — что в дверных проемах стоять нельзя. В Турции ничего не понятно. Кто-то выходит из отеля, кто-то не выходит. Работники на ресепшене особо ничего не делают. Сейчас я просто в шоке, что стою у отеля босиком, а вокруг люди ведут себя как ни в чем не бывало.

Первый раз я проснулась в 4:17 оттого, что очень громко шатало абсолютно все. Тряслись кровать, стол, шкаф, а система кондиционирования (в моем отеле она спрятана под потолком и как бы находится в полу этажа выше) издавала странные звуки. Она так сильно шумела, что у меня было ощущение, что сейчас разрушится все здание, как в кино. Встав с кровати, я не могла почувствовать, где пол, где стены, — тебя тянет в разные стороны. Чем-то напоминает зону турбулентности в самолете.

У меня это уже третье землетрясение в Турции, я примерно знаю, что это такое. Но это первое в жизни землетрясение, которое продолжалось настолько долго. Первое землетрясение было в Мармарисе, мне просто казалось, что у меня кружится голова, а у моей подруги Сони, находившейся со мной в одной комнате, было ощущение, что ей кто-то шатает диван. Но это длилось несколько секунд. Со следующим землетрясением мы столкнулись в Стамбуле. Тогда я проснулась и подумала, что кто-то на ночь включил стиральную машинку и она бьется об стену. Мы даже пошли проверить, действительно ли это так, но вскоре поняли — землетрясение. Тряска была небольшой.

Моим первым порывом в этот раз было уйти из здания. Тем более что я услышала, что по коридору все громко топали и бегали. Стало страшно. Слава богу, я живу на втором этаже и примерно ориентировалась, где эвакуационный выход. Я туда пришла, все бегут по лестнице, администрации нет, никого нет. Многие люди просто вышли, сели в такси (рядом находится стоянка) и уехали. Кто-то начал спускаться с чемоданами и тоже уезжать. Все вокруг говорили по-турецки, я примерно что-то понимала, общий посыл был такой: «Здесь это нормально, не переживайте». Магнитуда в тот момент была 4,9, я сделала скрин, — как в прошлое землетрясение в Турции. Возможно, в этот раз ощущалось сильнее, потому что мы находились ближе к эпицентру. Но после второго толчка, когда мы, не дождавшись никакой информации, сами поднялись в администрацию и стали сидеть там, снова сильно зашатало — даже табличка с надписью «Администрация» ходила влево-вправо. Нас отправили к эвакуационному выходу, шел сильный дождь, рядом стояла русскоговорящая девочка, которая спала голышом и во время тряски выбежала на улицу, накинув на себя только платье и босиком (я же успела надеть свитер и джинсы, взять сумку с кошельком). Кто-то из толпы поделился с ней шарфом. Не зная, что делать, мы простояли на улице еще час. Потом я вернулась в номер и решила спать уже в одежде на случай, если снова затрясет. Затрясло повторно уже днем, в 13:43, я была на рабочем созвоне.

Меня морально спасает тот факт, что визуально отель выглядит как новый. В Стамбуле, кстати, при подаче ВНЖ по аренде обязательное условие — предоставить бумажку, что твое здание приспособлено к сейсмологическим толчкам. Без этой бумажки ты не можешь податься на ВНЖ. Но не знаю, как это происходит в Адане.

Анастасия

Живет в Авсалларе (Аланья), в момент землетрясения находилась там же

Я сейчас живу в городе Авсаллар (около 470 км от Аданы. — РБК Life). Проснулась в 4:20 оттого, что кровать ходила ходуном, скрипели дверцы шкафа (у меня шкаф-купе) и было ощущение, что кто-то забрался внутрь и бьет по ним изнутри. Скрипели стены, по одной пошла трещина. Я живу в Турции год, до этого жила набегами, но на моей памяти это самое сильное землетрясение. Толчки длились секунд 30 точно.

В какой-то момент я хотела выйти из квартиры, но особого смысла не было, землетрясение — это что-то такое, от чего не можешь спастись. Оно повсюду. На тот момент начали приходить сообщения, что это, возможно, цунами, и я подумала — как хорошо, что я живу достаточно высоко от моря: всего 1,5 км, но на пригорке.

Сейчас приходят оповещения о повторении толчков, амплитуда 7,8. Сегодня целый день по чуть-чуть трясет.

Никаких рекомендаций не знаю, а в приложении советы по безопасности от турецких организаций так и не пришли. Метеорологическая служба AFAD позавчера предупредила, что в горах Анталии выпадет снег. То есть о снеге зимой предупредили, а про землетрясение ничего не говорят, никаких инструкций даже в сжатом формате не поступало.

Лично у меня нет пострадавших среди знакомых (к счастью). Но есть знакомые в Мерсине (около 80 км от Аданы. — РБК Life), которые ужасно напуганы. Нам было страшно, но не так, как тем, кто живет ближе к эпицентру. Мои родители находились в момент землетрясения в Анталии, и они сказали, что не ощущали толчки сильно. Их здание выдержало: его конструкция (в форме буквы «г») более устойчивая. А здание, где живу я (новое, но с серьезными «ребрами жесткости», которые предусмотрены специально в новых домах для защиты при землетрясениях), качало волной. Как надувного человечка, который стоит на воздушных пушках вдоль дорог, зазывая покупателей. Это было настолько сильно, что, проснувшись, я подумала, что уснула в море на матрасе.

Анна

Живет в Мерсине, в момент землетрясения находилась там же

Мы пережили два сильных толчка. Первый — примерно в 4:20 утра. Я в тот момент спала, меня разбудил мой молодой человек. Мы встали к несущей стене. Было очень страшно. Дом качался, люстры и шкафы ходили ходуном, был скрежет. Наша квартира — на 12-м этаже, очень близко к морю, первая береговая линия. Мы переждали эти толчки и сразу же побежали вниз, спустились по лестнице. Никаких документов и ценных вещей не взяли. Единственное, что успели спросонья, — это одеться тепло, потому что на улице дождь, холодно.

Все люди тоже начали выходить из квартир. Никто не понимал, что делать. Об этом мы спросили у полицейских. Они ответили, что пока лучше быть на открытой поверхности. Мы никогда ни с чем подобным не сталкивались, поэтому у нас не было инструкций. По громкоговорителю ничего не объявляли. В итоге так переждали три часа, был открыт ближайший к дому ресторан, где нас согрели и напоили чаем. Как-то все подуспокоилось, и часов в девять утра мы отправились домой. Было все равно волнительно. Я смотрю всю информацию о происходящем в разных источниках, и в разных городах Турции есть сильные потери.

Мы легли спать и примерно в 13:20 проснулись вновь от сильного толчка. Работали по старой схеме — встали к стене, обнявшись. Предварительно на всякий случай посмотрели видео, как вести себя во время землетрясений, цунами, наводнений, собрали рюкзак с необходимыми вещами. Переждав толчки, вылетели на улицу. Сейчас также сидим в кафе.

Единственное, за что мне очень страшно, — я не понимаю, как будет вести себя море. В нашем городе пока, слава богу, без происшествий, все дома целы, но в городе по соседству, в котором находится аэропорт, есть разрушения и пострадавшие. Многие люди сейчас собирают помощь, едут сдавать кровь. На данный момент непонятно, что дальше делать и где ночевать. Повторюсь, что мы живем на 12-м этаже. Было бы здорово, если бы открыли какие-то наземные переходные пункты, в которых люди могли бы укрыться и чувствовать себя более или менее безопасно. Сейчас, конечно, мы этой безопасности не чувствуем.

Поделиться