«Беспомощная и надуманная драма». Кинокритик — о «Сыне» с Хью Джекманом
. Фильм о подростке, переживающем развод родителей, вышел в прокатКинокритик Катя Загвоздкина объяснила, почему фильм «Сын» не удался
В российском прокате большая премьера — новый фильм французского драматурга и режиссера Флориана Зеллера «Сын», кино с предельной концентрацией звезд в кадре и за кадром (Хью Джекман, Лора Дерн, Энтони Хопкинс, Ханс Циммер). Сценарий основан на заключительной пьесе из «семейной трилогии» Зеллера. По другой пьесе из той же трилогии был снят и его прошлый фильм, «Отец» с Энтони Хопкинсом, заполучивший два «Оскара» — за сценарий и лучшую мужскую роль.
Обозреватель и критик Катя Загвоздкина посмотрела «Сына» и считает, что даже рекордное количество знаменитых актеров не спасло фильм от провала.
Питер (Хью Джекман) — юрист в крупной компании. Из окна его кабинета открывается панорамный вид на Нью-Йорк. Как и из окон его квартиры с дизайнерским ремонтом, где героя ждет молодая жена Бет (Ванесса Кирби) с маленьким сыном. Кроме того, перед Питером открывается возможность сделать политическую карьеру, о которой он давно мечтал, — знакомый конгрессмен приглашает его принять участие в предвыборной кампании. Но однажды в дверь позвонит его бывшая жена Кейт (Лора Дерн) и скажет, что у их сына-подростка Николаса (Зен МакГрат) проблемы — он несколько месяцев прогуливал школу, ни с кем не дружит, почти не разговаривает и странно себя ведет. Питер встретится с сыном, чтобы узнать, что происходит, и быстро получит ответ: Николас не может простить отца за то, что он оставил их с матерью ради другой женщины.
«Сын» снят по пьесе Флориана Зеллера, адаптировать которую для экрана помог драматург и сценарист Кристофер Хэмптон, работавший и над «Отцом». Это последняя часть «семейной трилогии», в которую также входят драмы «Мать» и «Отец». Последняя пьеса получила экранизацию в 2020 году — драма про страдающего деменцией Энтони (его играл Энтони Хопкинс), который перестал узнавать дочь, удостоилась двух премий «Оскар» и очень хороших отзывов в прессе. Успех фильма позволил Зеллеру, которого и до этого СМИ называли одним из главных современных драматургов, для следующей экранизации собрать команду мечты.
«Сын» — кино повышенной звездной концентрации, среди работавших над ним актеров много номинантов на престижные кинонаграды и их обладателей. В кадре хмурится Хью Джекман, который оказался между двумя женщинами, Лорой Дерн и Ванессой Кирби (в первой сцене, где мы видим всех главных героев, он буквально стоит в дверном проеме между ними). У Питера есть сын, но и сам Питер — тоже сын. Во время поездки в Вашингтон герой Джекмана решит навестить отца, того самого Энтони. «С головой у меня все в полном порядке», — первым делом скажет тот, отсылая зрителя к прошлому фильму и закрепляя факт, что перед ним семейная сага.
Кинозвезды первого порядка не только в кадре. Музыку для фильма написал знаменитый Ханс Циммер, знающий толк в музыкальном сопровождении семейных драм (вспомним тот же «Интерстеллар»), среди продюсеров — создатели оскаровских фаворитов «Король говорит!» и «Власть пса».
Снятый оператором Беном Смитхардом (тоже работал над «Отцом») в холодной, отчужденно синеватой гамме «Сын» моментами до неразличимости похож на выхолощенную рекламу товаров класса люкс: часов, парфюмерии, элитного жилья или курортов. Безупречные лаконичные интерьеры с правильно выставленным светом, в которых живут красивые, неброско, но элегантно одетые люди из привилегированной прослойки общества. Примерно в таких же стерильных интерьерах жил Патрик Бэйтмен — еще один представитель нью-йоркского истеблишмента, главный герой и рассказчик романа Брета Истона Эллиса «Американский психопат» и его экранизации.
Отчужденно синеватый фильтр исчезает только в воспоминаниях о славных былых днях. «Ты помнишь, мы ездили на Корсику?» — спрашивает героиня Дерн героя Джекмана. И он, конечно, помнит — зрителям тут же показывают загорелые лица, белоснежный катер, синюю волну, которая уносит женскую шляпку.
«Сын», на что уже намекает название, — типичная семейная драма в нью-йоркской квартире, воскрешающая в памяти фильмы на ту же тему и в тех же декорациях. Прежде всего те, что снимали Джон Кассаветис («Тени»), Ноа Баумбах («Кальмар и Кит»), Роман Полански («Ребенок Розмари»), Вуди Аллен (каждый второй фильм в его биографии) и значительно повлиявший на него Ингмар Бергман (в недавнем ремейке его «Сцен из супружеской жизни» действие происходило как раз в Нью-Йорке). В отличие от них «Сын» — драма в худшем смысле.
Это кино на очень серьезную тему, которое даже в веселые моменты (в интернете можно найти отрывок, в котором Хью Джекман зажигательно танцует) не забывает о главной задаче — рассказать о травме, виновниками которой стали мужчины. Герой Джекмана пытается быть хорошим отцом, по капле выдавить из себя токсичную маскулинность и культ успеха, унаследованные от властного Энтони. Но весь сценарий рассыпается из-за драматической линии — предсказуемая (о развязке можно догадаться уже в середине), она манипулирует зрительскими эмоциями. Автор не просто прямолинеен — в некоторых художественных решениях сквозит пошлость, иначе никак не назовешь (те же флэшбеки с отдыхом на морском побережье — достояние любой мыльной оперы). В этом, кажется, убедились и оскаровские академики: «Сын» в отличие от «Отца» не получил ни одной номинации в главных категориях.
Беспомощность и надуманность «Сына» исходит, возможно, из-за времени выхода в прокат. Тяжелые переживания юного Николаса из-за развода родителей в более благополучную эпоху вызвали бы сочувствие сердобольного зрителя. Но сейчас невыносимо уныло наблюдать за тем, как подросток из финансово стабильной семьи, живущей в дизайнерских интерьерах, жалуется испуганным, на все ради него готовым родителям, что никак не может вписаться в этот мир.