«Биг Мак» вернулся — с новым именем и черным кунжутом. Мы его попробовали

. А еще рассказываем историю появления бургера и его названия

Корреспондент РБК Life попробовал российский аналог «Биг Мака»

Обновлено 27 февраля 2023, 18:08
vkusnoitochka.ru
Фото: vkusnoitochka.ru

В ресторанах быстрого питания «Вкусно — и точка», пришедших на смену McDonald's, появились новые бургеры «Биг Хит». В компании аналог легендарного «Биг Мака» называют «самой долгожданной новинкой» с момента запуска сети летом 2022 года. РБК Life попробовал новинку, вспомнил историю, пожалуй, самого известного сэндвича в мире, а также посчитал «индекс Биг Мака», взяв за основу стоимость российского «Биг Хит».

Тот же вкус, но со странностью

Сравнить «Биг Хит» с оригинальным бургером, исчезнувшим в России около года назад, сейчас практически нет возможности. Вскоре после ухода McDonald's из России в Сети начали появляться объявления с предложениями приобрести «один из последних «Биг Маков», однако уже тогда идея покупки с рук «законсервированного» сэндвича за несколько тысяч рублей выглядела, мягко говоря, сомнительно. Впрочем, вкус самого популярного в мире бутерброда крепко сохранился в памяти еще с детства, когда «Биг Мак» можно было купить, сэкономив на паре-тройке школьных обедов.

Главным отличием нового бургера от оригинального стал черный кунжут, которым теперь посыпают верхнюю булочку вперемешку с уже привычным белым. Как показалось, он придает «Биг Хиту» странноватый оттенок жареных на сковороде семечек. В остальном — это привычный «Биг Мак» с говяжьими котлетами, дольками маринованных огурцов, фирменным кисловатым соусом на основе майонеза и уксуса, а также обилием салата, осыпающегося по краям.

Согласно официальному сайту «Вкусно — и точка», аналоги «Биг Мака» и «Двойного Биг Мака» состоят из:

  • обжаренных говяжьих котлет;
  • сыра;
  • маринованных огурцов;
  • салата и лука;
  • булочек с двумя видами кунжута;
  • специального соуса «Биг Хит».

Как отмечают во «Вкусно — и точка», рецептура «Биг Хита» разрабатывалась в течение нескольких месяцев — с осени 2022 года. Основная сложность заключалась в создании «с нуля» особого соуса из других ингредиентов, который по вкусу не отличался бы от оригинального, от McDonald's.

При этом сам классический сэндвич за свою более чем полувековую историю претерпел ряд серьезных изменений. Даже название у самого популярного бургера в мире изначально было другим.

Бургер с полувековой историей

«Биг Мак» был создан в 1967 году американским предпринимателем Джимом Деллигатти, который в то время управлял несколькими ресторанами McDonald's в Питтсбурге (штат Пенсильвания). Он задумывался в качестве основного конкурента гамбургеру Big Boy от одноименной сети ресторанов, с которой начинала соперничать молодая на тот момент франшиза.

Руководство поставило Деллигатти одно важное условие: новый бургер можно было приготовить только из тех ингредиентов, которые были представлены в тогдашнем меню McDonald's. Однако предприниматель слегка нарушил правило, отказавшись от ресторанной выпечки в пользу булочек с кунжутом, испеченных в местной пекарне. Одной из главных особенностей новинки стала третья, средняя, булочка, выполнявшая сразу несколько важных функций. Во-первых, она стабилизировала общую конструкцию большого бутерброда. Во-вторых, впитывала в себя и не давала вытекать мясному соку из двух говяжьих котлет. Ну и наконец, добавляла блюду лишние калории.

Новый бургер стал пользоваться огромным успехом у посетителей ресторанов в Пенсильвании, поэтому в 1968-м, всего через год после изобретения Деллигатти, «Бик Маки» появились в меню McDonald's на территории всех штатов. Интересно, что сам Деллигатти никаких бонусов за свое изобретение не получил — его наградили лишь красивой табличкой с названием бургера. Похожий приз в виде памятной грамоты достался и человеку, придумавшему окончательное название для всемирно известного бутерброда.

Разные названия и ингредиенты

На момент запуска новинка называлась Aristocrat, что, по мнению Деллигатти, должно было подчеркнуть премиальный статус сэндвича. Однако из-за сложности в произношении среди американцев название не прижилось и его заменили на Blue Ribbon Burger («бургер с голубой лентой», то есть с наивысшей оценкой), но и его не сочли удачным. Окончательное имя Big Mac — «Большой Мак» — было предложено 21-летней секретаршей Эстер Гликштейн Роуз, работавшей на тот момент в рекламном отделе штаб-квартиры McDonald's.

Именно под таким названием новый бургер разошелся по США, а вскоре и по всему миру — сейчас он представлен в более чем 100 странах. При этом в зависимости от места приготовления размеры «Биг Маков», как и их ингредиенты, могут существенно различаться.

Скажем, на Аляске в McDonald's предлагают Denali Mac (назван в честь высочайшей горы в Северной Америке), который отличается увеличенными котлетами и повышенным содержанием соуса. Тем временем в Индии, где корова почитается как священное животное, говяжьи котлеты заменили бараньими, а затем куриными. Впрочем, в большинстве стран при приготовлении «Биг Мака» продолжают использовать стандартный набор продуктов.

Индекс «Биг Мака»

Именно унификация сэндвича и его всемирная популярность побудила специалистов журнала The Economist с 1986 года начать рассчитывать так называемый индекс Биг Мака (Big Mac Index). В основе принципа лежит идея паритета покупательной способности, согласно которой на одну и ту же сумму денег по пересчету в национальные валюты теоретически можно приобрести одно и то же количество аналогичных товаров в разных странах.

«Биг Мак» был взят за эталон, так как он представлен во многих уголках мира и состоит преимущественно из одних и тех же продовольственных компонентов. Поэтому, исходя из его стоимости, можно сравнить реальные обменные курсы валют двух государств.

Как правило, стоимость бургера в той или иной стране принято сравнивать с ценой на «Биг Мак» в США, который в среднем стоит $5,36 (401 руб. по нынешнему курсу). Россия из свежих данных The Economist исключена по причине ухода сети McDonald's из страны, однако за российское значение теперь можно взять стоимость нового «Биг Хита» (165 руб. в Москве), чтобы посчитать, насколько недооценена или переоценена отечественная валюта.

Если разделить стоимость российского бургера на стоимость американского, то можно получить гипотетический курс доллара, согласно теории покупательной способности: ₽165 / $5,36 = 30,78 ₽/$. Теперь полученное значение необходимо сравнить с официальным курсом RUB/USD — 74,82 ₽/$. Разница между курсом по индексу «Биг Мака» и фактическим обменным курсом говорит о том, что российский рубль по меркам котлет с булками недооценен на 58,86% (30,78*100 / 74,82 — 100 = -58,86).

Поделиться