«Судейкис выглядит усталым». Кинокритик — о третьем сезоне «Теда Лассо»
. Почему настала пора проститься с сериалом и его героямиКинокритик Катя Загвоздкина объяснила, почему у сериала «Тед Лассо» не должно быть продолжения
В середине марта на Apple TV+ состоялась премьера третьего сезона «Теда Лассо», который, как предполагалось, должен стать заключительным для самого терапевтического сериала на телевидении. Критик и обозреватель Катя Загвоздкина посмотрела четыре серии (всего их 12, премьера последней — 15 мая) и считает, что это лучший момент для усатого футбольного тренера в исполнении Джейсона Судейкиса закончить карьеру (хотя мы и будем по нему скучать).
«Тед Лассо», первый сезон которого вышел на Apple TV+ осенью 2020 года, когда весь мир переживал эпидемию не только ковида, но и одиночества, подействовал как пластырь, подорожник, бальзам (ряд можно продолжать) для израненных зрительских душ. Усатый менеджер Тед Лассо, который специализировался на американском футболе, а затем стал тренировать заштатный английский футбольный клуб «Ричмонд», вернул веру не только команде, но и зрителям — именно надпись Believe, то есть «Верь», красуется над дверью в его тренерскую комнату. Джейсон Судейкис стал звездой первого порядка, сериал — хитом, который собрал урожай «Эмми» и «Золотых глобусов» и сразу получил билет в следующий сезон.
В нем сами герои отправились к врачу — одним из ключевых новых персонажей стала психотерапевт Шэрон (Сара Нилс), которая узнала о сложных отношениях Теда Лассо с отцом и о том, почему у него произошла паническая атака, за которой по воле случая наблюдали все футбольные фанаты и пресса. Кроме того, во втором сезоне создатели сериала несколько сместили акцент с ключевых героев — тренера Теда Лассо, владелицы клуба «Ричмонд» Ребекки (Ханна Уэддингхэм) и его главных звезд, футболистов Роя Кента (Бретт Голдстин) и Джейми Тарта (Фил Данстер) — на героев второстепенных. Зрителям больше рассказали о других игроках команды, прежде всего Сэме (Тохиб Джимо) и Дэни (Кристо Фернандес), а менеджер клуба Лесли (Джереми Свифт) и тренер Борода (Брендан Хант) получили собственные эпизоды. Из второстепенных в главные герои перешел Нейт (Ник Мохаммед), в прошлом помощник Теда Лассо, а со второго сезона — его главный враг, которого к тому же переманили соперники «Ричмонда» — «Вест Хэм Юнайтед».
Конкуренция между клубами не только спортивная: «Вест Хэм» купил Руперт (Энтони Хэд), неприятный бывший муж Ребекки, который намерен в очередной раз доказать ей свое превосходство.
Третий сезон «Теда Лассо» вышел спустя полтора года после второго — за это время его создатели сняли еще один сериал, «Терапия», уже полностью посвященный мозгоправам (так дословно переводится его название Shrinking). Начинается третий сезон, по законам драматургии, с низких позиций: клубу «Ричмонд», хотя он и вышел в премьер-лигу, все аналитики прогнозируют последнее, 20-е место («Потому что не бывает 21-го», — неловко шутит Нейт). Кили (Джуно Темпл), у которой теперь собственное PR-агентство, рассталась с Роем. Как и Ребекка — с Сэмом, у которых в прошлом сезоне, несмотря на разницу в возрасте и иерархии, начался роман.
Сам Тед Лассо, хотя и подбадривает всех вокруг, переживает непростые времена — да, он и правда «в ужасном состоянии», отвечает ему Борода.
В новом сезоне сериал катится по тем же драматургическим рельсам — его создатели продолжают эксплуатировать старые конфликты: Лассо переживает из-за развода, у Кили сложные отношения с Роем, у Бороды — с токсичной подружкой, у Ребекки — с матерью. Но если во втором сезоне повтор давал возможность ближе познакомиться с персонажами, в третий раз эти переживания кажутся высосанными из пальца.
Когда у Лассо начинается очередная паническая атака из-за развода, хочется попенять сценаристам (это Судейкис, Голдстин, Хант, а также Билл Лоуренс, работавший над «Клиникой», и другие — всего 15 человек) на лень. Впрочем, кажется, они это и сами понимают: главный конфликт в третьем сезоне раскрыт в противостоянии Лассо и Нейта. Развивается он довольно медленно (все-таки 12 серий), и с сюжетными провисаниями создатели сериала справляются, как и прежде, добавлением новых слагаемых. В «Ричмонде» появляется новый звездный игрок Зава (Максимилиан Осински), который оттесняет остальных футболистов на второй план. А Кили находит ассистентку в лице бойкой подруги Шенди (Амбрин Разия).
«Тед Лассо» построен на хорошо известной метафоре: жизнь со взлетами и падениями очень похожа на спорт, а главный герой учит, что доброта и упорство способны творить чудеса, нужно только верить в свои силы. Вряд ли эта идея нуждается в том, чтобы ее улучшали (как не нуждается в драматической трансформации сам Тед Лассо) — и в этом как достоинство, так и ограничение сериала: ему некуда и незачем развиваться.
К третьему сезону герои — и главные, и третьестепенные (например, преданные фанаты клуба, которые каждый матч собираются в пабе) — стали зрителям как родные. Создатели сериала, которым об этой фанатской любви хорошо известно, в принципе, могли бы просто дальше сочинять гэги про Лассо и его окружение (по-прежнему, отметим, очень остроумные) и продлить сериал еще на несколько сезонов. Поклонники, вероятно, остались бы довольны.
Но все больше заметно, что им нечего сказать из того, чего они бы еще не говорили, да и Судейкис в новом сезоне выглядит откровенно усталым. А потому слухи, что Apple TV+ на волне популярности сериала подумывает продлить его и третий сезон не станет заключительным, как предполагалось, хотя и порадуют фанклуб усатого тренера, звучат тревожно. Уходить, как в одной из серий говорит Рой Кент, нужно на пике.