Ирисы, картофель и отрезанное ухо. Самое интересное из биографии Ван Гога

. К 170-летию со дня рождения художника

Исполнилось 170 лет со дня рождения Винсента Ван Гога: интересные факты

Обновлено 30 марта 2023, 07:03
Tristan Fewings / Getty Images
Фото: Tristan Fewings / Getty Images

30 марта исполняется 170 лет со дня рождения одного из самых загадочных и самобытных художников-постимпрессионистов. Он прожил наполненные трагизмом 37 лет и получил признание только после смерти, а сегодня его полотна регулярно устанавливают рекорды по стоимости. РБК Life рассказывает о Винсенте Ван Гоге и шести его работах, за которыми стоят наиболее интересные истории и теории.

Винсент Ван Гог родился на юге Голландии в семье пастора реформатской церкви и был старшим из шести детей. Через четыре года на свет появился младший брат Теодорус Ван Гог (Тео), который на всю жизнь стал его другом и помощником, покровителем и ценителем таланта.

Прежде чем заняться искусством, Винсент сменил немало профессий: продавал книги, преподавал в английском интернате, работал в Гааге в художественно-торговой фирме по продаже картин, проповедовал слово Божье на угольных шахтах в бедном бельгийском городке Боринаж. Несколько раз в жизни он принимался учиться рисованию, но все время что-то отвлекало его от главного призвания. Лишь в 1881 году, когда ему было около 30, Ван Гог получил в подарок этюдник, палитру, краски и кисти — все, что нужно было живописцу. Жить и творить ему оставалось менее десяти лет.

Свою первую настоящую картину — «Едоки картофеля» — Винсент написал в 1885 году. Его дебютные произведения были посвящены крестьянскому быту: это довольно мрачные и во многом реалистичные работы. Художнику не хватало умения изобразить человеческие лица и фигуры, однако важнее было передать гнетущую атмосферу тяжелой крестьянской жизни и свои эмоциональные переживания. Сам он был доволен результатом и писал младшему брату: «Кажется, у меня получилась настоящая крестьянская картина, пахнущая дымом, салом и картофельным паром».

В 1886 году Ван Гог переехал в Париж к брату Тео, продавцу произведений искусства. Во французской столице он погрузился в мир импрессионистов: активно изучал творчество Клода Моне и Поля Гогена, познакомился с Тулуз-Лотреком, Дега и Писарро. Увлекся японской живописью и гравюрой по дереву, часто ездил на пленэр с Полем Синьяком — тот пытался научить Ван Гога своей технике пуантилизма. В этот период из палитры художника полностью исчезли темные землистые оттенки, на смену им пришли чистые яркие тона. И это был не просто алый, желтый или зеленый. Чтобы синий цвет зазвучал еще мощнее, мастер точечно наносил на него контрастный красный оттенок, и они усиливали друг друга.

Тогда же сформировался и особенный мазок Ван Гога — плотный, густой, динамичный. Но эта энергетика и живость письма отнюдь не являлись свидетельством его позитивного настроя и радостной гармонии с окружающим миром. Напротив, они выражали трагизм и внутреннее напряжение художника, мучимого терзаниями и страданиями. Ему была важна не точность передачи, а интенсивность и полнота экспрессии.

В феврале 1888 года Ван Гог переехал в город Арль на юге Франции. Здесь за год с небольшим он написал более 200 картин, в основном пейзажей и натюрмортов. Он мечтал, что Арль станет центром творческого содружества художников, где они вместе будут работать и вдохновлять друг друга. В итоге к нему приехал только Поль Гоген, но ненадолго: очень быстро художники рассорились.

Публика по-прежнему не принимала и не покупала картины Винсента, поэтому активный творческий рост сопровождался тяжелыми психическими расстройствами. Целый год Ван Гог провел в больнице для душевнобольных в Сен-Реми-де-Провансе. Незадолго до этого художник бритвой отрезал себе левое ухо и запечатлел это увечье на автопортрете. Несмотря на частые приступы, он продолжал много работать. В это время были написаны «Звездная ночь» (1889), «Пшеничное поле с кипарисами» (1889) и другие знаменитые пейзажи, в которых чувствуется неимоверное нервное напряжение.

27 июля 1890 года во время прогулки Винсент Ван Гог попытался свести счеты с жизнью, выстрелив себе в область сердца из револьвера, но пуля прошла ниже. Через сутки он скончался от полученных ран на руках у брата.

«Звездная ночь» (1889), музей MOMA, Нью-Йорк

Это одно из самых знаковых и знаменитых произведений Ван Гога. Ночное небо с выразительными спиралями звезд и облаков, растиражированное на постерах, сумках и скринсейверах, по-прежнему вызывает сильный эмоциональный отклик у зрителей. Еще больше потрясает тот факт, что основой для этой картины послужил пейзаж из окна психиатрической лечебницы, где Ван Гог провел длительное время. Впрочем, недавно бывший арт-критик The Guardian Джеймс Холл предположил, что художник вдохновлялся открывшейся в том же году Эйфелевой башней: ее напоминает взмывающий вверх кипарис, в то время как звездное небо отсылает к фейерверку, устроенному на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.

Некоторые искусствоведы считают, что картина была создана в возбужденном состоянии и потому изображение производит почти галлюциногенный эффект. Второй нервный срыв художник пережил всего через месяц после завершения этой работы. Сегодня «Звездная ночь» считается одним из самых ценных произведений в истории искусства, но сам автор расценил свой «ночной этюд» (так он писал в письме Тео) как неудачный эксперимент.

«Едоки картофеля» (1885), Музей Ван Гога, Амстердам

Одна из самых ранних работ художника апеллирует к его голландским корням, и здесь чувствуется влияние мастеров Гаагской школы. Грубый быт крестьянской жизни он изобразил с теплотой, нежностью и воспоминаниями о собственной семье. Несмотря на то что картина исполнена в темных мрачных тонах, присущих раннему периоду творчества Ван Гога, она считается подлинным шедевром. Полотно было украдено дважды: в 1988 году из музея Креллер-Мюллер в голландском местечке Оттерло и в 1991-м из музея Ван Гога в Амстердаме.

«Виноградники в Арле» (1889), ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Это произведение — одно из немногих, купленных при жизни Ван Гога. Искусствоведы считают, что художник увидел красный виноградник во время прогулки с Полем Гогеном осенью 1888 года. Об этом автор сообщил в письме брату Тео. Позднее он написал: «Красный виноградник, совершенно красный, как красное вино. На расстоянии он становился желтым, затем шло зеленое небо, фиолетовые поля и искрящаяся желтизна, в которой после дождя отражалось заходящее солнце».

Яркие оттенки красного, багрового, оранжевого не отображают природную красоту, но передают эмоциональную драму. В попытке запечатлеть глубину переживания Ван Гог работал довольно быстро, нередко нанося густые мазки краски прямо пальцами, выдавливая на них краску из тюбика. На холсте встречаются и чистые участки, вовсе не покрытые краской.

«Спальня в Арле» (1888), Музей Ван Гога, Амстердам

Под этим названием существуют три практически идентичные работы, на каждой из которых в деталях изображена комната художника. Простая и скромная обстановка передана яркой палитрой. «Я покрасил стены в бледно-фиолетовый цвет. Деревянная кровать и стулья желтые, как свежее масло; простыня и подушки светло-лимонного цвета. Покрывало алого цвета. Окно зеленое. Умывальник оранжевый. Дверь сиреневая. Вот и все». Первый вариант «Спальни в Арле» хранится в Музее Ван Гога в Амстердаме, другие версии находятся в Чикагском институте искусств и музее Орсэ в Париже.

«Ирисы» (1889), Музей Гетти, Лос-Анджелес

«Ирисы» — прекрасный этюд, полный воздуха и жизни», — сказал про эту картину Тео Ван Гог. Природная красота весенних цветов передана тонко и точно — здесь проявилось увлечение художника японской манерой рисования. К работе над этим полотном Ван Гог приступил сразу после того, как попал в клинику из-за ухудшения психического здоровья. Работа захватила его: проводя дни напролет в саду приюта Сен-Поль-де Мозоль, он обретал спокойствие и умиротворение. «Громоотвод моей болезни», — так говорил автор о своих «Ирисах».

«Портрет доктора Феликса Рея» (1889), ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Доктор Феликс Рей, изображенный Ван Гогом, был практикантом в больнице в Арле, куда художник попал в результате тяжелого душевного расстройства. Нервные линии, обрисовывающие фигуру, импульсивный мазок-штрих, выявляющий структуру лица, придают облику персонажа повышенную экспрессию. Острая самурайская бородка и узорчатый декоративный фон с яркими цветовыми контрастами свидетельствуют об увлечении Ван Гога японским искусством.

Сам Феликс Рей не придал значения этому произведению, сочтя его данью признательности несчастного душевнобольного. Картина была отправлена на чердак, а позже прикрывала дыру в курятнике во дворе дома доктора Рея. Там это произведение искусства обнаружил в 1900 году художник Шарль Камоэн, друг Анри Матисса, который поехал по следам Ван Гога в Арль.

Поделиться
Авторы
Теги