Ел птиц, глушил акул. Как китаец выживал 133 дней в открытом океане
. Невероятная история Пань Ляня, которого спасли ровно 80 лет назадИсполнилось 80 лет со дня спасения китайского моряка Пань Ляня: он 133 дня дрейфовал в открытом океане
Ровно 80 лет назад, 5 апреля 1943 года, трое мужчин рыбачили в своей лодке примерно в 16 км от берегов Бразилии, когда увидели странную темную точку на горизонте. Подойдя поближе, они разглядели маленький деревянный плот, на котором стоял человек, неистово махавший изодранной рубахой. После того как его подобрали, изможденный мужчина азиатской внешности моментально съел все, что ему было предложено. Он не знал ни слова по-португальски и мог изъясняться исключительно жестами, однако уже на берегу рассказал свою невероятную историю о том, как выжил, проведя в отрытом океане почти пять месяцев.
Побег от войны
Пань Лянь родился на острове Хайнань в 1918 году. В отличие от многих других китайских детей того времени он смог получить образование благодаря старшим братьям, работавшим на фабрике. Отец опасался, что подростка призовут в армию и отправят на войну с японцами, поэтому послал 16-летнего сына работать на одно из британских пассажирских судов, куда тот устроился корабельным юнгой.
Поначалу Пань Лянь жаловался на ужасные условия, дискриминацию и отсутствие перспектив продвижения по службе, поэтому на рубеже 1936 и 1937 годов решил уволиться, чтобы поступить в школу механиков в Гонконге. Однако в связи с риском захвата города японскими войсками Пань Лянь снова отправился в море, попав на судно SS Benlomond в качестве помощника стюарда под началом своего двоюродного брата.
Атака немецкой субмарины
Пань Лянь прослужил на судне несколько лет, пока Вторая мировая война не настигла и его. В середине ноября 1942 года SS Benlomond вышел из южноафриканского Кейптауна и взял курс на суринамский порт Парамарибо. Через две недели примерно в 400 км от побережья Южной Америки корабль был замечен немецкой подлодкой U-172, охотившейся в водах Атлантического океана на суда союзников. Субмарина выпустила по SS Benlomond две торпеды, после чего корабль начал стремительно тонуть, полностью погрузившись в воду за считаные минуты.
По воспоминаниям Пань Ляня, ему повезло, что в момент атаки он находился на палубе. Стюард успел надеть спасательный жилет, вытолкнувший его на поверхность после попадания в воронку, образовавшуюся над идущим ко дну кораблем. Пань Лянь видел, как подводная лодка подняла на борт пятерых выживших, предположительно, для допроса. По всей видимости, немцы, получив от моряков всю необходимую информацию, высадили их обратно в шлюпку и отправили в дрейф. О судьбе экипажа SS Benlomond больше ничего неизвестно.
Сам же Пань Лянь, который остался незамеченным, оказался в одиночестве посреди океана. Несколько часов он провел в воде среди масляных пятен и обломков корабля, пока не добрался до деревянного плота, что сохранило ему жизнь.
Один посреди океана
На спасательном судне он обнаружил 40-литровый бочонок с пресной водой, несколько банок с галетами, шоколад, сахар, а также пару сигнальных ракет и электрический фонарик. Этого запаса должно было хватить на несколько недель, однако моряк и представить себе не мог, насколько долгим окажется его путешествие.
При этом SS Benlomond затонуло в относительно оживленной части Атлантики, поэтому Пань Лянь сперва надеялся на быструю помощь от проходящих мимо судов. И его действительно несколько раз обнаруживали. Впоследствии он даже утверждал, что команда одного из торговых кораблей не могла его не заметить, однако не предприняла ничего ради спасения стюарда, хотя тот кричал изо всех сил, в том числе по-английски.
Подобное преступное бездействие можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, экипаж судна мог принять Пань Ляня за вражеского японского моряка. Согласно другой версии, никто не захотел помогать терпящему бедствие, так как экипажи немецких подлодок использовали бутафорские спасательные плоты в качестве приманки: если корабль замечал подобное плавсредство и снижал ход, то становился для субмарины легкой добычей.
Китаец также был замечен эскадрильей патрульных самолетов Военно-морских сил США, один из которых сбросил сигнальный буй, чтобы прислать к нему помощь, однако вскоре налетела сильная буря, и Пань Лянь снова потерялся в океане. Однажды он также увидел немецкую подводную лодку, но ее экипаж либо не заметил моряка, либо не обратил на него никакого внимания.
133 дня в открытом океане
Когда продукты закончились, Пань Лянь начал ловить рыбу, используя в качестве крючка проволоку из фонарика и пеньковую веревку из оснастки плота вместо лески. При помощи вырванного из доски гвоздя он соорудил более серьезное удилище, позволившее охотиться на крупную добычу. В качестве разделочного ножа китаец приспособил часть жестяной банки из-под галет, после чего нарезал рыбу и вялил ее на солнце.
Он также ловил морских птиц ради их крови и мяса, что немного разнообразило и поддерживало его скудный рацион. Кроме того, птицы служили приманкой для небольших акул, которых он затаскивал на плот руками и глушил при помощи бочонка, наполовину наполненного морской водой. Питьевую воду Пань Лянь собирал при помощи тента на плоту, который, в свою очередь, спасал от палящего солнца. Когда дождей не было, он утолял жажду, высасывая кровь из акульей печени, богатой питательными веществами.
Во время своего вынужденного плавания Пань Лянь вел календарь, завязывая ежедневно по узелку на веревке, однако затем решил, что это бессмысленно, после чего стал считать только месяцы, ориентируясь на полнолуния. Весной 1943 года моряк понял, что находится неподалеку от берега, так как океан, разбавленный пресноводными потоками из устья Амазонки, начал менять цвет. В начале апреля Пань Лянь был обнаружен бразильскими рыбаками, доставившими его на берег. Он провел в местном госпитале четыре недели, после чего был отправлен в Великобританию.
После спасения
По прибытии Пань Ляня в Англию король Георг VI наградил его медалью Британский империи. Когда Вторая мировая война закончилась, Пань Лянь решил иммигрировать в США, но столкнулся с проблемами, так как квота для получения гражданства для китайцев на тот момент уже была исчерпана. Однако всемирная известность моряка и личное вмешательство сенатора Уоррена Магнусона позволили добиться того, что для Пань Ляня сделали исключение.
В 1952 году он получил американское гражданство, после чего поселился в Нью-Йорке вместе со своей невестой. Вскоре он вернулся на морскую службу, более 30 лет проработав в торговой организации United States Lines, откуда вышел на пенсию в 1983 году в должности старшего стюарда. Пань Лянь умер у себя дома в Бруклине в 1991 году.
Невероятная история его борьбы за спасение в открытом океане легла в основу новых руководств по выживанию ВМС США и Великобритании. Кроме того, в 1985 году американская писательница китайско-шотландского происхождения Рутан Лам МакКанн опубликовала книгу «Единственный выживший», рассказывающую о жизни и спасении моряка. Наконец, история Пань Ляня была использована в романе «Звезды — моя цель» американского фантаста Альфреда Бестера, начавшего произведение с описания переживаний человека, застрявшего в одиночестве в открытом космосе.
Другие случаи
«Я очень надеюсь, что этот рекорд никогда не будет побит», — говорил Пань Лянь вскоре после своего спасения, когда ему сообщили, что прежде никто не выживал так долго, оказавшись в подобных обстоятельствах. Тем не менее уже в XXI веке некоторым «посчастливилось» превзойти достижение китайского моряка.
Так, в 2005–2006 годах трое мексиканских рыбаков провели в постоянной борьбе за жизнь в Тихом океане девять месяцев. Все началось с того, что они подцепили на крючок большую акулу, мясо и плавники которой можно было выгодно продать. Огромная рыба очень долго тащила их лодку в открытые воды, а они, в свою очередь, не стали резать леску, так как не хотели отказываться от добычи. Затем налетел шторм, который отнес судно еще дальше от берега и оставил мексиканцев без топлива. Как и Пань Лянь, они выживали, питаясь рыбой и морскими птицами, а также собирая дождевую воду. Мужчины дрейфовали до тех пор, пока их случайно не обнаружил тайваньский траулер в районе Маршалловых островов, примерно в 8 тыс. км от родного дома. «Окажись я в таком переплете один, точно не выжил бы. С ума сошел бы», — признавался один из рыбаков.
При этом сальвадорцу Хосе Альверенге, через несколько лет попавшему в похожую ситуацию, удалось сохранить здравый рассудок, хотя он провел в одиночестве в открытом океане более года. В конце 2012 года вместе со своим другом он охотился на акул у тихоокеанского побережья Мексики, когда на лодке сломался двигатель. Им тоже пришлось дрейфовать в океане, питаясь сырой рыбой, черепахами и кровью птиц. Когда его приятель умер от истощения, то он скинул труп в воду, борясь с соблазном употребить его в пищу. После 14 месяцев дрейфа в Тихом океане Альваренге удалось высадиться на одном из Маршалловых островов, где его обнаружили местные жители.
Возвращение Альваренги домой в начале 2014 года после полуторагодового отсутствия стало главным событием в его родном городе с 1992 года, когда в Сальвадоре закончилась многолетняя гражданская война.