«Он всегда был первым». Что Зайцев и Юдашкин говорили друг о друге
. Два мэтра советской и российской моды скончались с разницей в два дняЮдашкин называл Зайцева первым русским художником и отрицал зависть между ними
30 апреля в возрасте 85 лет скончался Вячеслав Зайцев. Спустя два дня, 2 мая, не стало 59-летнего Валентина Юдашкина. Этих двух дизайнеров едва ли можно сравнивать в силу не только разницы в возрасте, но и направления деятельности, однако одна важная общая характеристика у них все же была. Это без преувеличения две самых известных личности в российской индустрии моды и фактически ее первопроходцы. РБК Life рассказывает, что они говорили друг о друге.
«Мир потерял великого модельера, художника и творца. Он помогал многим, особенно молодым и начинающим дизайнерам. Был очень открытым. И большим профессионалом своего дела», — прокомментировал 30 апреля смерть Зайцева Валентин Юдашкин.
О величии коллеги дизайнер говорил и ранее. В 2021 году в интервью «Первому каналу», комментируя скандал с модным домом Зайцева, Юдашкин говорил: «Вячеслав Зайцев — это все-таки часть нашей культуры. Когда не было ничего, он уже был и он из ничего уже «дул конфеты».
Интересно, что Юдашкин проходил преддипломную практику в Доме моды у Вячеслава Зайцева, окончив в 1986 году факультет моделирования Московского индустриального техникума. «Это было просто незабываемо, — вспоминал он. — Первые дни модной школы останутся в памяти на всю жизнь, а также каждая встреча и все годы, проведенные рядом с ним. Нас объединяла совместная работа, я посещал его мастер-классы, фотосессии, он приглашал меня в командировки, на встречи. Это было познавательно, масштабно, красиво».
В 2018-м Юдашкин говорил, что практика продолжалась год и это был «год познаний». «Это удивительный художник, мастер, человек талантливый, живописец, график. Хотелось попасть к лучшему. Я сказал, что если буду проходить практику, то именно там», — отмечал модельер.
На вопрос об ощущении конкуренции с учителем в последующие годы Юдашкин отвечал так: «Нет. У меня до сих пор удивительные отношения с его сыном Егором, который в то же время оканчивал и пришел в Дом моды к отцу. У нас были какие-то иные планы, нас интересовали «Ночные волки», мы делали рокерскую одежду. То есть о гламурности какой-то и не думали. <...> У Зайцева была классическая мода, а меня интересовали тогда иные вещи».
Зависти к ученику у Зайцева тоже, по словам Юдашкина, не было: «Там такая русская настоящая душа. Он всегда был первым и остается первым русским художником. Поэтому делить места даже неприлично и некрасиво».
Сам Зайцев говорил об этом так: «Я к Валентину отношусь с огромным уважением. Он начинал у меня, потом работал у Ларисы Кондрашевой. Когда он стал самостоятельным, для меня это было немного странно и непонятно, но спустя десять лет его деятельности я могу сказать, что он состоится. Когда у него плохо, я говорю: «Валя, мне это не понравилось». Или наоборот: «Вот здесь просто классно!» Из коллекции в коллекцию он очищается, становится светлее и яснее его цель. Он обрел себя, и я считаю, что его существование (так же, как и существование Алексея Грекова, Володи Зубца, Юлии Далакян) ни коим образом не мешает моей моде».
Зайцев также неоднократно приходил на показы Юдашкина и заступался за коллегу. Например, в ситуации, когда его критиковали за сделанную для военных форму. «Мне предложили первому сделать военную форму. Но я отказался, потому что я понял, что это я наткнусь опять на непонимание. Валя Юдашкин — он согласился сделать. Возможно, он сделал хорошую форму, но ткани дали дешевые», — объяснял Зайцев в интервью Владимиру Познеру.
Иногда они схоже высказывались по не самым очевидным поводам. Например, оба в 2017 году критиковали форму «Спартака» за большое количество деталей.
Но тем не менее, как подчеркивал Юдашкин, они с коллегой были совершенно разными. Чтобы сравнить мэтров российской моды, «Коммерсантъ» в 1998 году даже поговорил с ними на одни и те же темы. Так, Зайцев говорил, что большую роль в его жизни сыграли удача и судьба, а Юдашкин благодарил единомышленников. Зайцев называл музами манекенщиц, а Юдашкин утверждал, что музы были лишь в пушкинское и есенинское времена. Зайцев считал, что русская мода в понятии западного общества не состоялась, а Юдашкин отвечал: «Раз я представляю русскую моду на международном рынке, то считаю, что она существует».
Разные взгляды у них были и на собственное предназначение. Зайцев мечтал реализоваться и успеть сделать больше, а Юдашкин — с достоинством говорить, что представляет русскую моду. Однако оба стали хорошо известны не только в России, но и за рубежом: первого называли «красным Диором», а второго вплоть до пандемии с овациями принимали на парижской Неделе моды.
В последние годы Валентин Юдашкин после показов выходил на поклон вместе с дочерью Галиной. Американский Vogue писал, что она пытается показать свое влияние на творчество отца. Судьбой дома моды Slava Zaitsev тоже распоряжаются дети модельера, в частности сын Егор. Однако там, кажется, все не так однозначно. По крайней мере сам мэтр в 2022 году обещал сменить руководящий состав.