Не новое платье короля. В чем появились Карл III и его семья на коронации
. Мантия 1821 года, ожерелье Елизаветы II и другие важные деталиМировая пресса восхитилась похожими образами Кейт Миддлтон и принцессы Шарлотты на коронации Карла III
В Вестминстерском аббатстве короновали Карла III. Это первая коронация за 70 лет — предыдущая состоялась в 1953 году, когда на престол взошла мать новоиспеченного монарха, Елизавета II. Церемония Карла III была скромнее, о чем говорит даже количество гостей — 2 тыс. вместо 8 тыс., но она все равно роскошная. Чего только стоят наряды основных участников события и приглашенных. РБК Life рассказывает о них подробнее.
Его Величество ждал этот день несколько десятилетий, в итоге став самым пожилым монархом на момент восшествия на престол. Сейчас Карлу III 74 года, а его жене, новоиспеченной королеве Великобритании Камилле, — 75 лет. Но даже с учетом этого и более чем полугодовой подготовки к коронации (впервые фраза God save the King прозвучала после смерти королевы Елизаветы II 8 сентября) завершать ее пришлось в сжатые сроки.
Так, The Mirror в середине апреля писала, что принцесса Уэльская Кэтрин «спешила закончить» примерку своих нарядов после «скандала с тиарами». По словам журналистов, король и королева попросили Кэтрин и Софи, герцогиню Эдинбургскую, жену принца Эдварда, отказаться от драгоценного украшения в пользу более скромных головных уборов. Связывают это не только со стремлением Карла III сделать свою коронацию более современной, но и с тем, что британские подданные и без того раздражены большими тратами на церемонию в условиях нестабильной экономической ситуации. При этом на коронации Елизаветы II тиары носили не только все королевские особы, но и фрейлины.
Британские газеты предполагали, что принцесса Уэльская появится в шляпке, ободке или заколке, как это в итоге сделала герцогиня Эдинбургская, но та вышла из положения более эффектно. Кэтрин выбрала массивный цветочный головной убор, напоминающий диадему и по форме, и по цвету, однако без драгоценных камней. Он перекликался с вышивкой на платье Alexander McQueen из крепа цвета слоновой кости — с изображением роз, чертополоха, нарциссов и трилистников, представляющих четыре нации Соединенного Королевства. Те же растительные мотивы были на свадебном платье Кэтрин в 2011 году — к слову, оно также создано Alexander McQueen в лице креативного директора Сары Бертон. Сверху принцесса в соответствии с коронационными традициями надела темно-синюю мантию Королевского Викторианского ордена с алой каймой (такая же была на Софи). Образ принцессы Уэльской завершили белые лодочки на высоком каблуке и серьги с жемчугом и бриллиантами, принадлежавшие принцессе Диане и напоминающие о ней.
Впрочем, в прессе обсуждали не только то, как выглядела жена наследника престола, но и как это сочеталось с нарядом дочери, восьмилетней принцессы Шарлотты. На девочке также было платье цвета слоновой кости Alexander McQueen и цветочный головной убор, но скромнее. Его из кристаллов и серебряных нитей выполнил вместе с Alexander McQueen бренд Jess Collett. Тем временем принц Луи, откровенно скучавший на коронации (он зевал и закидывал голову, рассматривая детали аббатства), получил от портных на Сэвил-Роу синий костюм на манер мундира с черными вышивками на воротнике, манжетах и груди. Старшего сына Кэтрин и принца Уильяма, девятилетнего Джорджа, рядом с ними не было — он выполнял роль пажа на коронации, уже в настоящем, красно-золотом мундире. Сам Уильям надел темно-синюю мантию Ордена Подвязки поверх красной парадной формы валлийских гвардейцев.
Интересно, что цветочные мотивы были данью не только символам Соединенного Королевства, но и новоиспеченному королю. Карл III — большой поклонник садоводства и защитник окружающей среды. Этим же, а не традициями пресса объяснила то, что Его Величество вошел в аббатство в мантии с мехом горностая и золотым кружевом, созданной для коронации его деда Георга VI в 1937 году.
«Производство одежды — одна из самых загрязняющих окружающую среду отраслей на планете, поэтому, выбирая уже сшитую одежду, Чарльз придерживается экологических принципов. Важно также то, что Британия переживает кризис стоимости жизни, а повторное ношение монархом мантий, уже находящихся в королевской коллекции, избавляет от необходимости покупать новые», — написал Newsweek.
Супертуника, в которой Карл III занял трон короля Эдуарда и был коронован архиепископом Кентерберийским, принадлежала прадеду монарха, Георгу V, и восходит к 1911 году. Она же использовалась для коронаций Георга VI и Елизаветы II. Но и это не самый старый предмет одежды, использованный в церемонии. Поверх супертуники на Карла III надели золотую мантию с розами, чертополохом, нарциссами и трилистниками, впервые появившуюся на Георге IV в 1821 году.
Если король едва ли мог внести новшества в свою коронационную одежду, то у королевы такая возможность была. В аббатство она вошла в бордовой мантии, сочетавшейся с мантией мужа, а вышли они в пурпурных, причем у Камиллы на шлейфе были вышиты ее инициалы, национальный герб и «природные мотивы», включая пчел и жуков. Насекомые, сказали во дворце, появляются на коронационной мантии впервые. К слову, выбранные для вышивки цветы имеют не только государственное значение, но и личное: например, ландыши были одними из любимых цветов Елизаветы II и частью свадебного букета Камиллы, а дельфиниум — фаворит Карла III.
Мантии «крепились» к белому платью королевы с золотистыми цветочными вышивками, за которое отвечал британский дизайнер Брюс Олдфилд. Он одевал Камиллу и до коронации, а также сотрудничал с принцессой Дианой и знаменитостями, включая Шарлотту Рэмплинг, Мелани Гриффит, Барбру Стрейзанд, Дайану Росс и Сиенну Миллер. По словам дизайнера, выбранные стиль и силуэт очень нравятся Ее Величеству, а также идеально подходят «для такого грандиозного случая, как этот». Кроме того, продолжает Олдфилд, наряд символизирует любовь короля и королевы к природе и британской сельской местности. В дополнение к образу Камиллы было подобрано бриллиантовое ожерелье, которое 27-летняя Елизавета II носила на своей коронации в 1953 году.
Гости церемонии были обязаны придерживаться дресс-кода, но тем не менее имели большую свободу выбора (точно больше, чем у членов королевской семьи). Протокол предписывает носить смокинги мужчинам и закрытые платья или костюмы с юбками ниже колена и шляпы — женщинам, но любого силуэта и цвета. Актриса Эмма Томпсон даже решилась выбрать пальто с принтом в виде алой розы, а королева Испании Летиция — ярко-розовый костюм и открытые лодочки, за что ее уже прозвали последовательницей барбикора. К слову, присутствие членов европейских и азиатских монарших семей на коронации в Великобритании — новшество Карла III. До этого на протяжении веков других коронованных особ на церемонии не было, «поскольку она предназначена для интимного общения между монархом и его народом».
Помимо Летиции и Филиппа VI на коронацию приехали, например, король и королева Бутана, монаршая семья Лесото, княгиня Монако Шарлен и князь Альбер II, а также первая леди Украины Елена Зеленская и первая леди США Джилл Байден. Среди звезд были Кэти Перри, которая готовится выступить на продолжении коронационных торжеств, Ник Кейв и Лайонел Ричи. Не обошлось на церемонии и без опального принца Гарри, которого удостоили места в третьем ряду из-за скандалов. Сразу после коронации он отправится обратно в Калифорнию — четвертый день рождения их с Меган Маркл сына Арчи для него, по-видимому, оказался важнее.