Ученые обнаружили противомикробные свойства муравьиного меда

. Его эффективность отличается от меда пчел

PeerJ: австралийские ученые обнаружили противомикробные свойства муравьиного меда

Обновлено 31 июля 2023, 16:44
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Группа австралийских ученых, среди которых Эндрю З. Донг из Университета Сиднея обнаружила противомикробные свойства меда муравьев вида Camponotus inflatus. Результаты их исследования представлены в научном издании PeerJ.

Эксперты протестировали способность меда этих муравьев подавлять ряд патогенных бактерий, дрожжей и плесени. И сравнили результаты со свойствами двух видов пчелиного меда. А именно с новозеландским медом из нектара дерева манука и медом джарра из Западной Австралии. Они хорошо изучены и обладают противомикробными свойствами.

Виды пчелиного меда оказались способны подавлять все протестированные патогены на одном уровне. Мед муравьев хорошо справлялся с одними микробами, но против других был эффективен незначительно. Он также неплохо себя проявил в отношении некоторых термостойких дрожжей и плесневых грибов.

Специалисты отметили, что антимикробной активности пчелиного меда способствует высокое содержания сахара и низкое содержание воды. У меда муравьев содержание воды выше. Это позволяет поддерживать рост ряда микроорганизмов.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Во многих видах пчелиного меда есть ферменты, вырабатывающие перекись водорода. Муравьиный мед был эффективен и после того, как из него изъяли перекись водорода.

В некоторых видах меда содержатся противомикробные белки и пептиды. Мед Camponotus inflatus заметно утрачивал противомикробные свойства после нагревания в течение 10 минут до 90 °C. Поэтому ученые решили, что его эффективность против микробов связана именно с пептидами или белками.