Ученые впервые наблюдали за загадочным темным пятном на Нептуне с Земли

. Таинственное затемнение на планете было обнаружено в 1989 году

ESO: ученые впервые наблюдали за загадочным темным пятном на Нептуне с Земли

Обновлено 25 августа 2023, 10:30
<p>Астрономы впервые в истории наблюдали с Земли за загадочным темным пятном на Нептуне. Впервые оно было обнаружено в 1989 году и на протяжении долгих лет считалось одной из главных космических загадок</p>
Фото: eso.org

Астрономы впервые в истории cделали снимки загадочных темных пятен Нептуна при помощи наземного телескопа VLT, установленного в Чили. Рядом с пятнами исследователи также обнаружили облако неизвестного класса, которое ранее никогда не наблюдалось ни на одной из планет. Об этом сообщает Европейская южная обсерватория (ESO). Результаты исследования также представлены в журнале Nature Astronomy.

Анализ затемнений помог ученым доказать, что появление пятен обусловлено составом атмосферы Нептуна. По мнению исследователей, и темное пятно, и соседнее с ним облако состоят из соединений серы, однако пока это не установлено точно.

«C момента первого обнаружения темного пятна меня постоянно интересовало, что представляют собой эти короткоживущие и неуловимые темные образования. Я рад, что нам удалось не только впервые увидеть темное пятно с Земли, но и изучить спектр излучения, отраженного от поверхности этих структур», — отметил автор исследования Патрик Ирвин, профессор Оксфордского университета.

Происходящие на голубом гиганте явления уже долгие годы остаются загадкой, тогда как проведенная учеными работа может помочь в изучении Нептуна.

«Это разительно увеличивает наши возможности изучения космоса. Сначала мы могли лишь замечать эти пятна с помощью отправленных туда космических аппаратов типа «Вояджер-2». Спустя некоторое время мы получили возможность видеть их издалека с помощью телескопа «Хаббл». И наконец, развитие технологий позволило нам увидеть эти пятна с Земли», — отметил соавтор исследования Майкл Вонг из Калифорнийского университета в Беркли.

Самым известным большим пятном на планетах-гигантах можно назвать Большое красное пятно на Юпитере — крупный атмосферный вихрь, который был открыт еще в 1665 году астрономом Джованни Кассини. Иногда размер и цвет пятна меняются.

На Нептуне темное пятно впервые было обнаружено космическим аппаратом NASA «Вояджер-2» в 1989 году, однако через семь месяцев оно исчезло. С тех пор в атмосфере планеты было замечено еще несколько аналогичных пятен. В последний раз их зафиксировал телескоп «Хаббл» в 2018 году.

Незадолго до этого космический телескоп «Джеймс Уэбб» впервые за несколько десятилетий сделал максимально детализированные снимки газопылевых колец Нептуна. Кроме них, на кадрах отчетливо видны пылевые полосы планеты и семь из 14 его лун — Галатея, Наяда, Таласса, Деспина, Протей, Лариса и Тритон — крупнейший спутник гиганта.