Дым, машины, девушки: куда сходить на выходных, если все места надоели

. Делимся впечатлениями от неожиданной поездки на чемпионат по дрифту
Обновлено 30 августа 2023, 17:47
Антон Михайлов
Фото: Антон Михайлов

В середине августа в Красноярске прошел 5-й этап главного российского чемпионата по дрифту Russian Drift Series (RDS). Корреспондент РБК Life побывал на захватывающем мероприятии и теперь рассказывает, почему необходимо посетить следующую стадию гоночных соревнований, которые состоятся в ближайшие выходные на подмосковном автодроме Moscow Raceway.

Техника езды в управляемом заносе была известна в Европе еще в середине XX века, однако как отдельная культура дрифт зародился в Японии в конце 1970-х. Тогда пилот Кунимицу Такахаси стал регулярно выигрывать гонки за счет необычного стиля прохождения крутых поворотов в скольжении. Вскоре технику переняли уличные гонщики, которые начали показывать свое мастерство на извилистых горных дорогах, а в 1986 году состоялись первые официальные соревнования. После этого движение нелегальных гонок вышло из подполья и быстро стало мейнстримом.

Впрочем, теперь состязания по управляемому заносу утратили популярность в Японии, о чем даже говорит легендарный гонщик Кэйити Цутия, известный под прозвищем Король дрифта (Drift King). Действительно, японская нация стремительно стареет, в то время как молодежь постепенно теряет интерес не только к культуре гонок и тюнинга, но и к управлению автомобилем в целом. Поэтому представители RDS называют отечественный чемпионат одним из самых сильных и зрелищных в мире на сегодняшний день, который ничем не уступает популярным зарубежным сериям. И вот несколько причин, по которым на один уикенд аромат мангала на подмосковном дачном участке можно заменить запахом дыма раскаленных шин.

Это захватывающее зрелище

Автоспорт — специфический вид соревнований, большинство из которых удобно смотреть по телевизору и не очень — вживую. Скажем, люди, побывавшие на «Дакаре», рассказывали, как мимо твоего участка один раз в час проносится грузовик или багги и, обдав тебя с ног до головы пылью, скрывается за очередным барханом. Вот и весь «экшен». Однако с дрифтом — все по-другому. Небольшая трасса просматривается с трибуны так же хорошо, как автопарковка из окна пятого этажа, поэтому зрителям виден практически каждый изгиб трека, на котором пилоты показывают свое мастерство.

Сквозь рев почти 1000-сильных моторов пробивается голос комментатора, объясняющего тот или иной элемент, исполняемый гонщиками. Вот он, например, говорит, что пилот выполнил «бэквард» (Backward) — крайне сложную, но очень зрелищную постановку автомобиля, когда его задняя ось практически обгоняет переднюю. Только очень опытный дрифтер на машине с правильными настройками может порадовать таким маневром болельщиков, однако даже малейшая неточность в управлении чревата в лучшем случае разворотом, а в худшем — аварией.

Тут хватает экстрима

На профессиональном сленге пилотов это называется «наварить борща». Так говорят, когда гонщик совершает во время заезда слишком большое количество ошибок. Дрифт — невероятно сложная и динамическая дисциплина, поэтому без них никуда. Вопреки расхожему мнению, мастерство пилота определяется не только скоростью прохождения поворота и продолжительностью скольжения. Судьи учитывают множество на первый взгляд незначительных, но на самом деле очень важных деталей: от своевременной постановки автомобиля в управляемый занос и линии скольжения до оценки стиля и самоотдачи гонщика.

Поэтому чтобы побеждать — надо рисковать. Клубы дыма, развороты, вылеты с трассы, столкновения с бетонными блоками и друг с другом во время парных заездов («хитов») и даже пожары — обычное дело для каждого этапа. Так, это вполне нормально, когда даже очень опытный пилот теряет в пылу борьбы один-два бампера, а на бортах его машины остаются глубокие шрамы от аварий.

Красивые машины и девушки

Подобные инциденты сопровождаются громкими возгласами многочисленных зрителей, которые в унисон заглушают пронзительный визг резины на треке. Действительно, многие воспринимают столкновения на трассе с такими искренними эмоциями, будто в аварию попала не машина гонщика, а их собственная. В состязаниях RDS участвует несколько десятков гоночных автомобилей, каждый из которых по-своему красив и аутентичен. Большинство пилотов соревнуются на классических японских спорткарах вроде Nissan Silvia или Toyota Supra, которые традиционно считаются оптимальными для дрифта из-за «гибкой» конструкции, пригодной для самых невероятных доработок.

Впрочем, есть и совершенно уникальные автомобили. Скажем, в соревнованиях участвует купе под названием Flanker F, которое разработчики называют «первым российским гиперкаром», созданным специально для дрифта. Модель уже успела установить несколько рекордов, в том числе по самой скоростной постановке в управляемый занос на льду Байкала на отметке 252,14 км/ч.

Отдельный элемент красоты соревнований по дрифту — это грид-герлз. Так называют девушек, которые выводят пилотов на стартовые позиции, вручают награды, а также просто позируют на фоне автомобилей. Интересно, что такое явление, как грид-герлз, как и сам дрифт, пришло из Японии. В конце 1960-х фирма Cosmo Oil запустила рекламную кампанию новой марки бензина с высоким октановым числом, лицом которой стала топ-модель Роса Огава в образе Мерилин Монро, но с гоночным шлемом на голове. Теперь грид-герлз в Японии — официальная профессия, внесенная в Закон о занятости. При этом с недавних пор организаторы различных чемпионатов, в том числе «Формулы-1», под давлением борцов с сексизмом отказываются от девушек на стартовой решетке, однако в России с этим по-прежнему все в порядке.

Это не только просиживание на трибуне

И с машинами, и с девушками, кстати, можно фотографироваться и обычным болельщикам. Каждый этап RDS предусматривает далеко не только сами соревнования, но еще и целый комплекс всевозможных развлечений и активностей, предназначенных для публики. Скажем, при желании можно отправиться на экскурсию по закрытым локациям гоночного чемпионата с рассказом о тонкостях работы штаба, судей и механиков. К примеру, от экскурсовода можно узнать, что каждый пилот за один этап полностью истирает в среднем около 40 шин.

Плюс ко всему на каждом автодроме, принимающем RDS, работает так называемое дрифт-такси, на котором профессиональные гонщики катают зрителей на отдельном треке. Наконец, действует «школа дрифта», где желающие могут самостоятельно сесть за руль гоночной машины и под руководством инструкторов изучить основы контролируемой езды в заносе. Водительские права для участия в программе не нужны: необходимо лишь быть старше 16 лет и находиться в трезвом состоянии.

Это доступно

Очередной этап RDS пройдет 2–3 сентября на главной столичной трассе Moscow Raceway, расположенный в полутора часах езды на автомобиле от центра Москвы по Новорижскому или Волоколамскому шоссе. Кроме того, до трассы за два с небольшим часа можно добраться на электричке — до станции «Чисмена» рижского направления, откуда до автодрома в дни крупных соревнований пускают бесплатные автобусы. Стоимость билетов в зависимости от дня посещения, мест на трибуне, доступа в отдельные зоны и различных развлекательных бонусов варьируется от 700 руб. до 65 тыс. руб.

Поделиться