Группе «Комбинация» — 35 лет. История и хиты легендарного герлз-бенда
. Вспоминаем коллектив, воспевший колбаску, «девятку» и бухгалтераГруппе «Комбинация» исполнилось 35 лет: факты, главные хиты и криминал
Ровно 35 лет назад, 7 сентября 1988 года, в Саратове состоялся первый концерт группы «Комбинация», снискавшей невероятную популярность в начале 1990-х.
Красивые девушки в откровенных нарядах пели о характерных явлениях того времени, в том числе о мечте выйти замуж за иностранца, о дефицитной колбаске и даже новой модели «Жигулей», которая внезапно может стать помехой в отношениях.
РБК Life решил вспомнить историю, малоизвестные факты и хиты легендарного герлз-бенда.
Участниц искали прямо на улице
Группа «Комбинация» была основана в Саратове в 1988 году Александром Шишининым, который прежде служил оперативником в милиции, а затем начал заниматься продюсерской деятельностью. До «Комбинации» Шишинин успел поработать в джаз-ансамбле «Интеграл» Бари Алибасова, который и подкинул идею создания «девичьего варианта» невероятно популярного на тот момент «Ласкового мая». Согласно другой версии, триггером для основания группы послужило выступление коллектива «Мираж» в Саратове.
Так или иначе бывший милиционер вместе с композитором Виталием Окороковым приступил к поиску участниц. При этом каких-либо серьезных кастингов организовано не было: девушек присматривали среди знакомых и даже просто на улице. Так в коллектив попала 17-летняя учащаяся выпускного класса школы Татьяна Иванова. Вскоре компанию ей составила студентка Саратовской консерватории Лена Левочкина, позже ставшая известной на всю страну под псевдонимом Алена Апина. В качестве музыкантов в группу пригласили и других девушек из училища.
Вопреки расхожему мнению о том, что названием группы является слово, обозначающее женское белье, «Комбинация» подразумевает смешение различных стилей в музыке и разную подачу выступлений. Первые концерты «Комбинации» прошли в Саратове и соседних регионах, а после появления в 1989 году хита всесоюзного масштаба Russian Girls группа отправилась на гастроли по всей стране. На фоне быстро нарастающей популярности администрация решила перевезти поп-группу в столицу.
После переезда в Москву девушкам приходилось ночевать на вокзале
Идея переезда в Москву принадлежала Шишинину, решившему «из девок сделать шоколад». Продюсеру даже пришлось продать в Саратове свой автомобиль, чтобы обеспечить жизнь коллектива в столице на первых порах. Сначала девушки устроились в комфортной гостинице с видом на Кремль и думали, «что так будет всегда», однако деньги от реализации машины заканчивались и условия становились все хуже и хуже.
Апина вспоминает, что несколько раз им приходилось ночевать на вокзале. Кроме того, сомнения в покорении столицы усилились, когда известный продюсер Александр Иратов, увидев «Комбинацию», посоветовал Шишинину уехать обратно в родной Саратов.
Трудности с покорением столицы частично отражены в альбоме «Московская прописка», вышедшем в 1991 году. На пластинке вышли такие хиты как American Boy и «Бухгалтер», мелодии и слова которых многие помнят до сих пор. Первая рассказывала о популярной мечте тогдашних девушек выйти замуж за иностранца и покинуть страну, тогда как другая песня, наоборот, восхваляла симпатию к обычному служащему постперестроечных времен, вынужденному ежедневно считать чужие деньги.
Мода на яркие лосины и начесы
В начале 1990-х «Комбинация» стала законодателем женской моды — многие поклонницы, подражая артисткам, делали невероятные начесы, рисовали стрелки на глазах, а также носили яркие лосины и короткие юбки. По воспоминаниям Татьяны Ивановой, редкие вещи, которые стоили «бешеных денег», участницы группы доставали через перекупщиков по сарафанному радио. На заре своей столичной карьеры девушки жили в гостиницах «Россия» и «Космос», где было много спекулянтов, поэтому у них был доступ и к лосинам, и к дефицитной польской косметике.
Популярность группе также обеспечивали остросоциальные тексты песен, отражавшие характерные явления в государстве начала 1990-х. Девушки пели не только о стремлении эмигрировать в другую страну к богатому жениху, но и о продуктовом дефиците («Два кусочека колбаски»), и даже о ревности, которая может возникнуть на фоне появления у молодого человека нового автомобиля («Вишневая «девятка»).
Криминал
С деятельностью «Комбинации», чей расцвет пришелся на начало 1990-х, связано сразу несколько громких криминальных историй. Так, в марте 1993 года в подъезде дома на улице Металлургов в Москве ударом заточки в бок был смертельно ранен продюсер группы Александр Шишинин, снимавший там квартиру. При этом за несколько часов до убийства он обращался в правоохранительные органы, где рассказал, что ему вот уже несколько месяцев угрожают физической расправой. По словам продюсера, неизвестные настоятельно предлагали ему возобновить контракт с компанией «ЛИС'С» во избежание дальнейших неприятностей. Преступление, о мотивах которого было выдвинуто несколько разных версий — от любовной до коммерческий, не раскрыто до сих пор.
Двумя годами ранее в Москве произошло еще одно громкое преступление, косвенно связанное с популярной женской группой. Весной 1991 года была задушена гитарной струной Лариса Каменкова, внешне очень похожая на участницу группы Татьяну Иванову. Согласно материалам дела, девушку склоняли к тому, чтобы стать членом фальшивой «Комбинации», чтобы войти в доверие к предпринимателю, который был большим поклонником женского коллектива.
«Комбинация» сейчас
На протяжении тридцати с лишним лет состав «Комбинации» неоднократно менялся — через группу прошло около двух десятков участниц. По словам Ивановой, это связано с различными обстоятельствами в жизни девушек, в том числе с замужеством и рождением детей. «Поэтому одни уходили, а другие приходили», — вспоминает певица.
Сейчас Татьяна Иванова — единственная участница коллектива, которая была еще в первом составе «Комбинации» образца 1988 года. Группа продолжает давать концерты в России, выступая на различных фестивалях и тематических мероприятиях. При этом Алена Апина, покинувшая коллектив на заре его славы, в 1991 году, периодически присоединяется к составу на крупных концертах.