5 удивительных фактов о шедевре да Винчи. Такого о «Джоконде» вы не знали

. Вот как с шедевром связан Пикассо и как развенчали мифы о картине

Раскрыты малоизвестные факты о «Джоконде» да Винчи

Обновлено 25 сентября 2023, 06:24
<p>&laquo;Мона Лиза&raquo;, художник Леонардо да Винчи</p>
Фото: Global Look Press

«Мона Лиза», художник Леонардо да Винчи

Шедевр Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1503–1519) — одна из самых узнаваемых и знаменитых картин. На портрете — Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Среди поклонников произведения — французский король Франциск I. Он купил полотно у да Винчи в 1518 году. С 1966 года картина выставлена в самом большом зале Лувра.

Об удивительных секретах и фактах, связанных со знаменитым полотном, читайте в подборке РБК Life.

Улыбка «Моны Лизы» меняется

Скорее всего, взгляд гостя музея сначала будет направлен прямо в глаза Джоконды. В этот момент центральная ямка — часть глаза, которая фиксирует детали — фокусируется на изображении глаз натурщицы. Контур губ уловит периферическое зрение. Оно не способно различать мелкие детали, так что ошибочно принимает тени, падающие от скул, за улыбку.

Если посмотреть прямо на губы, то ямка глаза зафиксирует все мелкие детали, а восприятие улыбки изменится.

Взгляд «Моны Лизы» следит за зрителем

Есть портреты, которые создают подобное впечатление. Но, по мнению доцента Гернота Хорстманна и научного сотрудника Себастьяна Лота из Билефельдского университета в Германии, у Джоконды такого эффекта нет.

Они опросили 24 человека. Участники опыта рассматривали картину на мониторе с высоким разрешением. Им нужно было определить направление взгляда Джоконды. Испытуемые находились на расстоянии 66 см от компьютера. Между ними и изображением была линейка. Участники оставались неподвижны, а вот линейку на протяжении всего эксперимента перемещали.

Также ученые решили проверить, не влияют ли на восприятие зрителя другие черты лица Джоконды. Поэтому изображение масштабировали. Например, участникам показывали только лицо и нос героини картины.

Согласно предыдущим исследованиям, эффект того, что изображенный на картине человек следит за своей аудиторией, создается, если взгляд героя полотна находится под углом 5° вправо или влево. Средний угол взгляда «Моны Лизы», определенный в исследовании Хорстманна и Лота, — 15,4° вправо, т. е. Джоконда вообще не смотрит на свою аудиторию.

Брови «Моны Лизы»

У нее их нет, как и ресниц. Французский инженер и изобретатель Паскаль Котт провел ультрадетальное цифровое сканирование картины. И выяснил, что брови у героини полотна все-таки изначально были. На 240-мегапиксельном скане он заметил следы левой брови Моны Лизы, давно уничтоженной в ходе реставрации.

Посредством сканирования Паскаль Котт также выяснил, что изначально лицо Моны Лизы было шире, а улыбка более выразительной.

Причина, по которой да Винчи не завершил портрет

В течение последних пяти лет своей карьеры Леонардо да Винчи продолжал преподавать и рисовать. Но несколько произведений все-таки остались незавершенными. Среди них и «Мона Лиза».

Специалист по пластической реконструктивной и эстетической хирургии Давид Лаззери и невролог Карло Росси из Италии предположили, что шедевр не был дописан из-за возникших у да Винчи проблем со здоровьем. У художника парализовало правую руку.

Да Винчи был левшой. Паралич, вероятно, повлиял на способность держать кисти и палитру в правой руке. Считалось, что недуг был вызван инсультом. Но Лаззери и Росси выдвинули другую гипотезу.

Они изучили рисунок XVI века, приписываемый Джованни Амброджо Фигино. На нем правая рука да Винчи поддерживается повязкой, а пальцы сжаты, как когти птицы. На основании этого итальянские медики решили, что у да Винчи был паралич локтевого нерва, при котором рука может деформироваться как «когтистая лапа».

Пикассо подозревали в краже шедевра

21 августа 1911 года — день, когда в Лувре обнаружили пропажу «Моны Лизы». Начались поиски полотна. В журнале Paris-Journal даже появилось сообщение о вознаграждении в размере 50 тыс. франков за возвращение шедевра. Среди главных подозреваемых был знаменитый художник Пабло Пикассо.

В 1907 году бельгиец Жери Пьере, секретарь писателя и поэта Гийома Аполлинера, украл из Лувра две иберийские статуэтки и подарил их Пикассо. Пьере уезжал в Америку, но в 1911 году вернулся во Францию и заявил Аполлинеру о намерении украсть из Лувра еще несколько произведений искусства. Вопреки просьбам писателя отказаться от задумки, бельгиец вынес из Лувра другую статуэтку и представил ее на всеобщее обозрение в квартире Аполлинера. Поэт выгнал Пьере из своего дома. В тот же день из Лувра и пропала «Мона Лиза».

Аполлинер и Пикассо пытались избавиться от статуэток, украденных Пьере, — хотели выбросить их в реку. Но не смогли. В итоге Аполлинер принес скульптуры в редакцию Paris-Journal. Так на них вышла полиция.

Художник и поэт предстали перед судом. Их оправдали.

Два года о судьбе шедевра не было никаких новостей, пока сотрудник Лувра Винченцо Перуджа не попытался продать картину итальянскому арт-дилеру. Последний и сообщил о нахождении картины властям. Перужда был осужден и получил срок восемь месяцев.

Популярность картины из-за этого ограбления только возросла.

Поделиться
Авторы
Теги