В Москве открылась выставка к 150-летию Щусева. Почему ее стоит посетить
. В масштабной экспозиции собрано практически все наследие архитектораМузей архитектуры им. Щусева подготовил масштабную монографическую экспозицию «Алексей Щусев. 150», которая занимает два выставочных пространства — Анфиладу и Аптекарский приказ. Чтобы представить огромное творческое наследие архитектора, автора более 80 реализованных проектов, среди которых Казанский вокзал в Москве и Мавзолей В.И. Ленина, поднято около 200 архитектурных проектов и 600 предметов, включая наброски, архивные документы, модели и макеты, а также личные вещи.
«Музей впервые за 50 лет решился на масштабное высказывание о мастере. Для нас важно показать его таким, каким мы увидели его сами: ярким, талантливым, многогранным, преданным делу и своей стране человеком», — подчеркивает куратор выставки и директор Музея архитектуры Наталия Шашкова
«Профессиональный путь Алексея Щусева — сочетание таланта, тонкого чутья на новые веяния и дух времени, умения оставаться актуальным, смелым и масштабным, — отметила Наталья Кочнева, старший вице-президент банка ВТБ, выступившего генеральным спонсором выставки. — В прошлом году ВТБ поддержал в музее выставку другого значимого русского архитектора — Константина Мельникова, работавшего в то же время, что и Щусев. Для нас важно вносить свой вклад в сохранение наследия мастеров, влияющих на целые направления искусства, формирующих облик страны. Посетителей ожидает грандиозная выставка, которая обширно и всесторонне опишет историю творчества Алексея Викторовича и, без сомнения, вдохновит всех присутствующих».
«Алексей Щусев. 150» — выставка с масштабной просветительской программой, в которой нашлось место кинопоказам с лекциями, мастер-классам, городским экскурсионным мероприятиям. Проходить она будет с 4 октября до 21 января 2024 года, РБК Life рассказывает, почему ее нельзя пропустить.
Модерн, конструктивизм и неоклассика
Знакомство с экспозицией требует определенной подготовки — ее масштаб и насыщенность несовместимы с посредственным отношением. Чтобы структурировать исследовательскую работу, которая предшествовала выставке и помогла кураторам переосмыслить биографию архитектора, экспозицию разделили на две части. Ее дизайн подчинен художественным приемам, которые раскрывают Щусева как архитектора разных эпох — модерна, конструктивизма и неоклассики. А также представляют его как градостроителя и музейного деятеля.
В залах Анфилады расположилась основная экспозиция, которая прослеживает историю становления Щусева как выпускника Императорской академии художеств, архитектора, преподавателя, основателя и первого директора Музея русской архитектуры. Первые самостоятельные проекты Казанского вокзала и Мавзолея, Государственного театра оперы и балета им А. Навои в Ташкенте представлены в таймлайне, позволяющем проследовать по творческому пути зодчего, увидеть его трансформацию в век, когда каждое десятилетие кардинально отражалось на художественных вкусах и течениях.
Железнодорожные проекты Щусева, среди которых не только Казанский вокзал, которому архитектор отдал 38 лет своей жизни, занимают отдельный зал. Ранее неизвестные сооружения Арзамас — Шихраны, Нижний Новгород — Котельнич и Казань — Екатеринбург впервые будут представлены публике. Можно будет увидеть проекты вокзалов, жилых и хозяйственных построек, депо, водонапорных башен, оформление порталов тоннелей и другие детали — яркие свидетели желания достичь высокого художественного результата, которое преследовал Щусев.
Московский сегмент экспозиции познакомит с проектами, которые были созданы в первые годы XX века: среди них план реконструкции «Новая Москва», проекты Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, Дворца труда и Мавзолея В.И. Ленина. Отражают смену художественных течений с 20-х годов XX века памятник Колумбу, проекты Библиотеки им. Ленина и Центрального телеграфа, зданий Наркомзема на Садовом и органов госбезопасности на Лубянке (в 1940-е Щусев реконструировал комплекс доходных домов и объединил их одним фасадом). Варианты легендарного проекта Дворца Советов наглядно иллюстрируют умение архитектора адаптироваться к стилевым направлениям.
Два знаковых произведения Щусева — гостиница «Москва», чья история и загадочна, и трагична (в нулевые оригинальное здание было полностью снесено и возведено заново), а также Государственный театр оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте — международно признанный шедевр архитектора — занимают на выставке особое место. Как и работа Щусева в годы Великой Отечественной войны, когда мастер посвятил себя задаче восстановить разрушенные Новгород, Сталинград, родной Кишинев, Туапсе, а также создавал проекты зданий научных учреждений по всей стране, которые были реализованы его мастерской «Академпроект» и в послевоенное время.
Заключительная глава в пространстве «Анфилада» — рассказ о Музее русской архитектуры, который был создан в 1945 году по инициативе Щусева. Здесь представлены уникальные гравюры, акварели, живопись и материалы научных экспедиций, включенных в собрание музея при Щусеве.
Как отметила Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры и куратор выставки, Щусев умел создавать произведения, отвечающие потребностям общества, при этом не поступаясь художественными принципами, в конкретных обстоятельствах места и времени: «Он жил и работал в потрясающую эпоху: экономический подъем в Российской империи начала ХХ века, революция и утверждение нового социального строя, две мировые войны — все эти события сопровождались радикальными переменами художественного курса. Неиссякаемый творческий азарт и высочайшее мастерство позволяли Щусеву при каждой смене главенствующего архитектурного стиля создавать произведения исключительного уровня и оставаться лидером профессионального сообщества на протяжении десятилетий».
Храмовое зодчество
Вторая часть выставки, представленная в Аптекарском приказе, посвящена теме храмового зодчества Щусева и также выставлена в таймлайн. От первого проекта научной реставрации в Овруче до заказов от императорской семьи — здесь можно увидеть, как архитектор обращался к национально-романтическому направлению модерна на примере архивных эскизов ансамбля Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, храма Святителя Николая в Бари и других.
«Алексей Викторович Щусев в своем дореволюционном творчестве предстает перед нами не только как архитектор эпохи модерна с присущей ей вниманием к деталям, но и как человек глубоко понимавший древнерусскую архитектуру, черпавший вдохновение в ее образах, переносивший их в свое творчество, — говорит куратор выставки Анатолий Оксенюк. — Каждый проект Щусева поражает цельностью образа, глубиной проработки и художественным уровнем исполнения, что, несомненно, привлекало к нему самых именитых заказчиков».
Двухчастная выставка — не единственный впечатляющий результат беспрецедентной аналитической работы кураторов Натальи Шашковой, Ксении Смирновой, Юлии Ратомской и Анатолия Оксенюка, которые стоят за ее реализацией. В дополнение к ней подготовлено несколько научных изданий. Это каталог выставки, куда включено десять статей исследователей творческой биографии Щусева с 950 иллюстрациями; «Творческая биография А.В. Щусева» в двух томах, а также первая книга для подростков «Алексей Щусев: архитектор, который покорил время» и документальный фильм «Алексей Щусев. Архитектор трех эпох».
Материалы для обширной экспозиции предоставили 18 музейных и архивных собраний, частные коллекции и архив наследников Щусева. Выставку также сопровождает образовательная программа, в рамках которой наследие архитектора можно будет увидеть на автобусной экскурсии «Москва Щусева».