«Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой. Обзор фильма ученицы Сокурова
. Картина участвовала в Берлинском кинофестивале 2023 годаВышел фильм «Клетка ищет птицу» выпускницы мастерской Сокурова
12 октября после череды кинофестивалей в широкий прокат выходит дебютная полнометражная драма «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой, выпускницы мастерской Александра Сокурова. Премьеру фильма планировалось провести на Каннском кинофестивале, но состоялась она в рамках Берлинского. Это история про поиск своей идентичности в мире, где нельзя выделяться, а также про попытку болезненной сепарации с теми, кто не готов тебя отпустить.
Кинокритик Елена Зархина рассказывает про дебют Мусаевой, которая наследует стиль своего учителя, что одновременно украшает картину и губит ее.
Яха (Хадижа Батаева) и ее подруга Мадина (Мадина Аккиева) — старшеклассницы из высокогорной кавказской деревни. Ее отдаленность от «большой земли», с одной стороны, бережет жителей, сохраняя их древние традиции, с другой — ранит, лишая альтернативного взгляда на мир. Путь женщины изначально предрешен: детство, школа, договорной брак, роль жены и матери. Никаких других стремлений здесь нет и быть не может, а уехать против воли родителей и близких — страшный грех.
Рассказать о своем плане Яха может только двум людям: Мадине, которая сперва также рвется на волю, а потом все же покоряется воле старших, и юноше Ибрагиму, в которого Яха вроде как влюблена. Нет речи о том, чтобы обговорить намерения внутри семьи: перед глазами болезненный пример старшей сестры Хеды, уставшей от брака с абьюзером и мечтающей развестись, но не решающейся из-за сына, который после расторжения брака останется с отцом. Мать наставляет Хеду терпеть и мучиться — так просто принято. Наблюдающая за ними Яха страшится своего будущего, но, как неопытный птенец, не знает, хватит ли ей сил покинуть родное гнездо.
Внутренняя несвобода героинь «Клетки» рифмуется с бескрайностью мира вокруг: с грандиозными видами гор, зелеными равнинами, раскидистыми деревьями и небосводом, ставшим безмолвным спутником девочек. Яху и Мадину в следующем году собираются выдать замуж, но они еще по-детски незрелы. Им интереснее бродить по горам, лежать на траве и всматриваться в голубую бездну, а не разбираться в сложностях устройства семейной жизни. Единственное место, где девочки чувствуют себя свободно, — пространство вне стен их домов. В кадре много внешнего движения — герои постоянно куда-то идут, бегут, устремлены вперед, — но мало движения внутреннего. Все неизменно, воля застыла, как муравей в смоле.
Полнометражный дебют Мусаевой встает в один ряд с работами ее однокурсников из мастерской Сокурова: «Теснотой» Кантемира Балагова, «Софичкой» и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и «Узлами» Олега Хамокова. С возникновением мастерской Кавказ обрел свой уникальный кинематографический голос. При этом его главным носителем стала именно женщина — как в кадре, так и по другую сторону камеры. Даже Балагов и Хамоков ставили центральными персонажами своих дебютов именно женщин.
Но при том что кавказское кино выглядит самобытным на фоне мирового, оно кажется однородным внутри отечественной индустрии. На авторской встрече в рамках фестиваля Voices Александр Сокуров поделился методами своей работы с учениками. Одно из главных его наставлений — снимать на своей земле о том, что они знают лучше всего. Балагов поставил историю про героиню-еврейку из его родного Нальчика, Коваленко пыталась подарить свободу своей героине из Осетии, а события «Клетки» разворачиваются на границы миров — между Чечней и Ингушетией.
При всех локальных различиях сюжеты и персонажи этих фильмов кажутся похожими, поэтому про них многое понимаешь заранее. Стиль напоминает почерк учителя, самого Сокурова, отчего оценивать дебютные картины выпускников мастерской бывает сложно. Куда интереснее смотрятся их следующие работы. Так, «Дылда» Балагова доказала, что он большой художник, готовый смело взглянуть на прошлое огромной страны. Драма «Мама, я дома» Владимира Битокова оказалась даже злободневней и страшнее, чем изначально представлял себе сам автор. Выходит, что, набрав высоту, ученики Сокурова расправляют крылья и встают на собственную траекторию полета. Всем остальным птенцам, включая Мусаеву, тоже необходимо улететь, вывести себя из тени выдающегося учителя, который ни на кого не похож и ни на кого не равняется.
Интересно сложилась судьба Хадижи Батаевой, исполнительницы главной роли в фильме Мусаевой: она сделала решительный выбор, но для Яхи он вполне мог бы оказаться неожиданным. До выхода в широкий прокат «Клетка ищет птицу» была представлена на фестивалях в Берлине и Voices в Вологде, где Батаеву признали лучшей актрисой. Однако забирать награду вместо нее вышел один из продюсеров, Николай Янкин. Он рассказал, что жизнь Хадижи с момента завершения съемок сильно изменилась: она отказалась от всего мирского, стала носить хиджаб и посвятила себя той жизни, от которой бежала ее героиня.
По словам Янкина, Батаева настолько отдалилась от внешнего мира, что может и не узнать ни о своей награде, ни о дальнейшей судьбе фильма и зрительской реакции. Жизнь переиграла художественный вымысел и отчасти подарила Мусаевой сюжет для сиквела. Но его не будет: эта птица прижилась в своей клетке.