«Книга решений»: обзор фильма от автора «Вечного сияния чистого разума»

. Трогательная комедия о капризах внутреннего ребенка

В российский прокат вышел фильм «Книга решений» Мишеля Гондри

Обновлено 16 ноября 2023, 12:36
<p>Пьер Нине в фильме Мишеля Гондри &laquo;Книга решений&raquo;</p>
Фото: Canal+ [fr]

Пьер Нине в фильме Мишеля Гондри «Книга решений»

С 16 ноября в российском прокате свежая работа режиссера «Вечного сияния чистого разума» и сериала «Шучу» Мишеля Гондри. Живой классик и неосказочник французского кино рассказывает абсурдную историю молодого режиссера, пытающегося справиться с творческим кризисом.

Кинокритик и автора телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина считает, что сюжет этого фильма демонстрирует, как можно юмором победить личную драму.

Режиссер Марк (Пьер Нине, переигравший в прошлом реальных личностей от Ив Сен-Лорана до Филиппа Кусто) занимается производством нового фильма под названием «Каждый из всех», но сталкивается с критикой киностудии: продюсеры просят его переделать итоговый вариант, иначе материал отправится на полку. В отчаянии Марк не придумывает ничего лучше, как украсть исходную копию и сбежать прочь вместе с частью съемочной группы, с участниками которой у него противоречивые отношения: в кого-то он влюблен, а кого-то физически не переносит.

Но искусство и общая цель требуют жертв, и, стиснув зубы, Марк пускается в творческие поиски, стараясь отыскать идеальное режиссерское решение. Поиски эти заходят в тупик и только накаляют отношения внутри съемочной группы. Тогда Марк находит в глубинах своего дома «Книгу решений» — сборник способов выхода из любых конфликтов. Но вот незадача — книга абсолютно пуста, и параллельно со съемками фильма герой начинает исследовать себя, превращая блокнот в сборник афоризмов и личный дневник.

«Книга решений» Гондри выходит в отечественный прокат вслед за еще одной историей про бескомпромиссного автора, отчаянно пытающегося снять фильм своей жизни. Чуть ранее на эту же тему вышла сатирическая драма «В паутине» Ким Джи-уна. В ней южнокорейский постановщик не только показывал закулисье производственного ада, в который скатывалась съемочная группа, но и исследовал идею одержимости автора своим произведением. Тем более что съемки проходили в эпоху расцвета цензуры в южнокорейском искусстве.

В картине Гондри главным цензором и критиком произведения выступает его же автор. Невротичный и инфантильный Марк живет в мире своих фантазий (других героев во вселенной Гондри не бывает) и мечтает достичь совершенства любой ценой, даже если его упорство начинает граничить с одержимостью. Когда у него заканчиваются идеи и силы, он сбегает в мир грез, додумывая реальность на свое усмотрение. Получается, что главный текст произведения — сценарий его собственной жизни. А фильм, который он так отчаянно пытается снять, — сама жизнь, встречи с которой он так старательно избегает.

Мистер фантастик и сказочник Мишель Гондри всегда любил упаковывать острую реальность в плюшевую обертку, превращая мир в игрушку: чудаковатую, но безобидную. Его герои в любой непонятной ситуации сбегали в мир грез и фантазий, откуда, залечив душевные раны, нехотя возвращались в реальность. Этот игрушечный мир переставал быть пространством опасности и тревоги. Напротив, его можно было пересобирать на свое усмотрение, как кубик Рубика, менять отдельные части местами и, что важнее всего, оставаться главным героем своей пусть и вымышленной истории.

Еще одна важная отличительная черта стиля Гондри — юмор, ребяческий и добрый. Его герои дурачатся, словно представляя себя персонажами анекдота: когда наступит долгожданный финал, все случившееся с ними окажется не более чем поводом для смеха. Хотя не всегда этот смех искренний: иногда юмор ранит, улыбка может быть обманчивой защитной броней, а сам юморист — оказаться человеком, которому совсем не до смеха. На этой концепции, например, строился сериал Гондри «Шучу» с Джимом Керри — про телеведущего-комедианта, переживающего тяжелую депрессию на глазах у огромной аудитории, которую он ежедневно веселит.

Марк в «Книге решений» тоже разрывается между тем, каким он хочет быть в глазах окружающих, и тем, какой он есть на самом деле. Он часто анализирует свое поведение со ссылкой на несчастное детство (на самом деле довольно обычное), но признать проблему еще не значит искоренить ее. Этот непрекращающийся закадровый самоанализ героя, списанного, конечно же, с самого Гондри, — признание режиссера в том, что создание фильма подобно личной терапии, а авторский голод — родом из детских травм. И тогда обожаемая им сказка, если верить главному советскому фольклористу Владимиру Проппу, — лучшее лекарство.

В 1928 году филолог и фольклорист Владимир Пропп выпустил свой труд «Морфология сказки», в котором на примере структуры сказок и ее ключевых особенностей исследовал реальность. Мы все выросли на сказках, которые сложились из обычной жизни. Лучше всего эту формулу изучил неосказочник Гондри, регулярно помещающий своих героев в мир фантазий и снов — пространство, где они сами творят свою судьбу, без оглядки на законы физики и здравого смысла.

«Книга решений», с одной стороны, — классический фильм Гондри, но отнюдь не лучшая его работа. Картина, в которой страдающий режиссер все же находит способ снять свой личный опус магнум и попутно обретает любовь, часто обращается к прошлому опыту Гондри, не стесняющегося самоповторов.

Кажется, что «Книга решений» — ровно тот же черновой вариант фильма, который крадет у продюсеров Марк с целью превратить сырой материал в шедевр. У «Книги решений» тоже был потенциал стать чем-то большим, но картина отказывается покидать поле легкой сатиры, лишь заигрывая с серьезными смыслами. С другой стороны, это фильм, которому можно простить авторскую фривольность и желание подурачиться. Потому что, если честно, именно за это мы Гондри и любим: он учит нас беречь своего внутреннего ребенка и показывает потайные пути в мир фантазий, который мы часто забываем, вырастая в скучающих взрослых.

Поделиться
Авторы
Теги