Эволюция Локи. Как бог хитрости и коварства захватил киновселенную Marvel
. Завершился сериал про приключения Локи в бесконечных таймлайнахЗавершился сериал «Локи»: как изменился персонаж за 12 лет
В середине ноября на стриминговой платформе Disney+ закончился второй сезон супергеройского сериала «Локи» — продолжения приключений асгардского бога хитрости и коварства в исполнении британского актера Тома Хиддлстона.
Новый сезон «Локи», поставленный режиссерским дуэтом Аарон Бенсон — Джастин Мурхэд («Лунный рыцарь», «Сверхъестественное: Знаки») подвел к финалу историю одного из самых популярных героев киновселенной Marvel. Начав путь в качестве обаятельного антагониста, Локи умудрился трансформироваться в поистине шекспировского персонажа, страдающего от сложных моральных дилемм и глубинных внутренних трагедий.
Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как менялся образ киношного бога хитрости и коварства на протяжении последних двенадцати лет.
Та сила, что вечно хочет зла
Дебютное появление Локи в кинематографической вселенной Marvel состоялось в 2011 году в фантастической картине «Тор» английского режиссера Кеннета Браны. Первая часть «Тора» едва ли пользовалась широкой любовью аудитории, однако она стала важной частью первой фазы Marvel.
Разработка фильма о приключениях асгардского бога Тора (Крис Хемсворт) и его сводного брата Локи шла на протяжении пяти лет, одно время на пост режиссера претендовал мексиканский режиссер Гильермо дель Торо. На роль Локи рассматривались Джим Кэрри и Джош Хартнетт. Сам Том Хиддлстон изначально приходил на прослушивание Тора, однако продюсер Кевин Файги быстро разглядел в актере идеальный злодейский потенциал. Чего Файги точно не ожидал, так это того уровня сумасшедшей популярности, которую в итоге получил персонаж Хиддлстона.
В первом «Торе» все ставки делались на бога грома в исполнении австралийца Криса Хемсворта, одного из главных фаворитов супергеройского пантеона Marvel. Всеобщая одержимость Локи, который изначально был задуман как злодей ровно на одну картину, существенно спутала студии все планы. В «Торе» Локи представлен как одержимый злодей, стремящийся отомстить приемному отцу Одину (Энтони Хопкинс) за то, что тот сделал его марионеткой в своей политической игре. Зависть к названному брату Тору, которому достались все лавры и любовь родителей, подталкивает Локи вступить в ожесточенную борьбу за возможность обладать троном Асгарда, которую он, естественно, проигрывает.
В «Мстителях» от обиженного на весь мир ребенка не остается и следа: Локи окончательно превращается в ожесточенного садиста, стремящегося во что бы то ни стало уничтожить все, что когда-либо было дорого Тору. Естественно, его главной целью становится Земля.
Вместе с армией Читаури и волшебным тессерактом Локи чувствует себя абсолютно непобедимым, а Тор впервые понимает, что не справится с братом в одиночку. По сути, именно Локи становится триггером для формирования команды «Мстителей», которая впоследствии будет защищать планету от самых разных смертоносных угроз — от пришествия искусственного интеллекта («Эра Альтрона») до геноцида инопланетного титана («Война бесконечности»).
Сам же Локи отправляется в асгардскую тюрьму («Тор 2: Царство тьмы»), где и начинается его непростой путь к перевоспитанию. Важно отметить, как режиссер фильма Алан Тейлор расставляет новые акценты во взаимоотношениях героя с семьей: зрители узнают о том, что, несмотря на ненависть к Одину, Локи очень нежен в отношениях с приемной матерью Фриггой (Рене Руссо), которая в свое время и обучила его колдовскому ремеслу. Внезапное нападение Темных Эльфов и последующая гибель Фригги объединяет Тора и Локи против общего врага — предводителя Темных Эльфов Малекита (Кристофер Экклстон).
Братья пускаются в совместную космическую одиссею, в ходе которой мастерство хитрости и коварства Локи впервые играет благую роль — героям удается не только избавиться от Малекита, но и спасти возлюбленную Тора Джейн Фостер (Натали Портман) от смерти. Впрочем, сам Локи вынужденно имитирует собственную кончину и, воспользовавшись наивностью брата, все-таки узурпирует асгардский трон.
Но совершает благо
Впрочем, в последующем третьем «Торе» и «Войне бесконечности» становится понятно, что Локи, несмотря на свои диктаторские замашки, абсолютно не чужды чувства сострадания и любви — не только к приемной семье, но и к родине. Однако для того чтобы вытащить из бога хитрости и коварства нечто человеческое, режиссерам в лице Тайки Вайтити, а затем и братьям Руссо то и дело приходится прибегать к формированию некой внешней опасности, угрожающей Тору и самому Асгарду.
Стремление Локи защитить сводного брата, который совсем недавно был врагом, кажется абсолютно понятным — после смерти Одина и Фригги именно Тор стал единственным звеном, связующим бога хитрости и коварства с прошлым. По большому счету Локи находит в Торе единственное подтверждение значимости своего существования, что оборачивается его практически библейской жертвой в «Войне бесконечности».
«Мстители: Финал», своего рода предтеча пятой фазы Marvel, открывает перед зрителями весь неограниченный спектр возможностей мультивселенной, фактически перезапуская сюжетную линию Локи с момента первых «Мстителей». Тот факт, что Disney решили снять отдельный сериал о приключениях Локи, ничуть не удивляет — двойственная природа бога хитрости и коварства всегда выгодно выделяла его на фоне других картонных злодеев Marvel. Продюсеры студии хотели подарить Локи собственную историю искупления, выбрав для старта самую низкую точку отсчета — битву за Нью-Йорк.
Идеальный «вариант»
В первом сезоне сериала «Локи» персонаж Хиддлстона вновь деградирует в озлобленного тирана с захватническими замашками. Альтернативная версия Локи, случайно созданная Мстителями в «Финале», попадает в секретную организацию «Управление временными измерениями» (УВИ), которая отслеживает, контролирует и, если надо, уничтожает «вариантов» — побочные инкарнации супергероев и суперзлодеев соответственно. К счастью, Локи предлагают сделку — помочь УВИ в поимке другой, еще более опасной версии бога хитрости и коварства.
Первый сезон, поставленный режиссером Кэйт Херрон, — своего рода аттракцион фансервиса для самых больших поклонников персонажей Тома Хиддлстона: новые масштабы мультивселенной позволяют зрителям увидеть самые разнообразные версии Локи — от женщины-Локи Сильви (София ди Мартино) до ребенка-Локи (Джек Вил), классического Локи (Ричард Е. Грант) и даже КрокоЛоки. Сам герой впервые влюбляется, находит друзей и даже поднимает вопросы собственной сексуальности. В первом сезоне «Локи» нас также знакомят с Кангом Завоевателем (Джонатан Мейджорс), властителем времени, которого долгое время тизерили как основного злодея пятой фазы кинематографической вселенной Marvel (КВМ).
Эволюция Локи из злодея времен «Мстителей» до отважного протагониста проходит достаточно опционально и без необходимого драматического надрыва, что по сей день считается одним из самых слабых сюжетных решений сериала. Однако второй сезон «Локи» существенно нивелирует эту проблему, давая ей вполне четкое логическое объяснение.
Здесь важно отметить, что к выходу сиквела приключений бога коварства и хитрости съемочная команда шоу претерпела значительные изменения: место сценариста Майкла Уолдорна занял Эрик Мартин, Кэйт Херрон уступила кресло режиссера Джастину Бенсону и Аарону Мурхеду, которые до этого вполне успешно поставили «Лунного рыцаря» с Оскаром Айзеком.
Обвинения в домашнем насилии, выдвинутые против актера Джонатана Мейджорса, исполнившего роль Канга Завоевателя, перечеркнули его роль в дальнейшей судьбе КВМ. Новым создателям фактически пришлось переписывать весь второй сезон «Локи» на коленке, экстренно подстраивая его под новые внешние обстоятельства. Естественно, это не самым лучшим образом сказалось на качестве сериала.
Если первый сезон «Локи» был стилизован под шпионскую комедию, то второй уже заходит на территорию научно-фантастического детектива. Локи и его соратник по УВИ Мёбиус (Оуэн Уилсон) перемещаются во времени и пространстве, сменяя разные земные эпохи, в надежде спасти мир от уничтожения. После гибели Канга Завоевателя мультивселенная начинает стремительно расширяться, а линии прошлого, настоящего и будущего буквально расслаиваются. Локи, который совсем недавно всеми силами противился работе в УВИ, отчаянно пытается вернуть мультивселенную к ее хронологическому порядку — казалось бы, от прошлого бога хитрости и коварства не осталось и следа.
Отсутствие важной точки личностного роста Локи, как ни странно, объясняется его приобретенной после встречи с Кангом способностью манипулировать временем и пространством, синтезировать опыт и в конце концов осознавать ценность жизни. Многие сравнивают новую версию персонажа Тома Хиддлстона с Доктором из культового научно-фантастического сериала «Доктор Кто», однако внутренняя дилемма Локи куда драматичнее — после долгих и безуспешных попыток уничтожить мир он наконец решает его спасти ценой собственных амбиций.
Непомерная жажда удовлетворения чувства значимости была одной из главных мотиваций Локи времен битвы за Нью-Йорк, Рагнарёка и даже Войны бесконечности. Во втором сезоне создатели вновь возвращаются к этой теме, давая ей четкое и осмысленное развитие: Локи наконец-то получает возможность стать самым важным существом в мультивселенной.
По заветам Человека-паука вместе с властью к богу хитрости и коварства приходит гигантское бремя ответственности, которое он впервые готов с достоинством принять.