Брюсу Уиллису исполнилось 70 лет: каким был его вклад в кинематограф
. Крепкий орешек, который лучше всех играет блюзБрюсу Уиллису исполнилось 70 лет

Брюс Уиллис
Голливудский актер, звезда «Крепкого орешка», «Армагеддона», «Пятого элемента», «12 обезьян» и многих других народно любимых картин Брюс Уиллис празднует 70-летие. В конце XX века Уиллис наряду с Сильвестром Сталлоне и Жан-Клодом Ван Даммом стал лицом новой маскулинности в кино. Его герои — подчеркнуто ленивые раздолбаи, пьяницы и мизантропы — едва ли тянули на звание классических протагонистов, в то же время они всегда подкупали аудиторию своей человеческой неидеальностью, харизмой и самоиронией.
Кинокритик Оля Смолина вспоминает, как Брюс Уиллис превратился в звезду культовых боевиков и определил образ народного героя со смекалкой.
Янки из Нью-Джерси
Брюс Уиллис родился в немецком городе Идар-Оберштайн в семье американского военного, который служил в ФРГ. В конце 1950-х годов срок его военного контракта закончился, семья переехала в Нью-Джерси, где у Брюса появилось еще четверо младших братьев и сестер. Еще в детстве он отличался удивительным чувством юмора, которое всегда помогало ему в общении со сверстниками и спасало от всякого рода дурных ситуаций, как вспоминали его родители. Забавно, что к актерскому ремеслу Уиллиса привело заикание — дефект речи не особо влиял на его коммуникативные навыки, но серьезно ударил по успеваемости в школе.
В попытке преодолеть заикание мальчик записался в школьный драмкружок, где быстро получил роль в пьесе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Каждый раз, когда Брюс оказывался на сцене, заикание как рукой снимало, но, как только спускался к зрителям, проблема возвращалась. Регулярные выходы на подмостки школьного театра помогли будущему актеру приобрести долгожданную уверенность в себе, которая способствовала полному исчезновению заикания.
Брюс Уиллис
После выпуска Брюс задумывался о том, чтобы пойти по стопам отца — тот после службы стал штатным сотрудником химической компании «Дюпон», — однако желание стать профессиональным актером в конце концов возымело верх. В поисках лучшей жизни он поступил в Монклерский государственный университет, а потом и вовсе переехал в Нью-Йорк, отчий дом Бродвея.
Сыщик в лунном свете
Первой заметной работой Брюса Уиллиса стал сериал «Детективное агентство «Лунный свет» (1985–1989), где он сыграл вместе с Сибилл Шепард, которая уже в то время была крайне популярной актрисой. Примечательно, что на роль сыщика Дэвида Эдисона новичка поначалу брать не хотели — кастинг-директора сильно смущал его неформальный вид: панковская прическа, серьга в ухе и одежда цвета хаки. Впрочем, режиссер сериала Гленн Гордон Карон увидел в молодом актере большой потенциал, «дерзость и харизму» и в итоге настоял на его кандидатуре.
Кадр из фильма «Детективное агентство «Лунный свет»
Сам Брюс Уиллис уже в то время был уверен, что ему суждено стать великим, и, кажется, никто не мог сбить его с намеченного пути. Наряду с «Твин Пиксом» Дэвида Линча «Детективное агентство «Лунный свет» в свое время заложило основу для телевизионных комедий о взаимоотношениях полов.
Сюжетная линия с раскрытием преступлений в сериале была не так уж важна, гораздо больше внимания уделялось динамике между персонажами Уиллиса и Шепард, градус которых вечно менялся от любви до ненависти. «Лунный свет» также цеплял зрителей изобретательными эпизодами, снятыми в стиле неонуара, шекспировской постановки или мюзикла. После широкой популярности сериала, который среди прочего принес Брюсу Уиллису премию «Эмми», самым логичным путем для него было продолжить карьеру в жанре романтической комедии, однако чутье тянуло актера в совершенно другую сторону.
Кадр из фильма «Детективное агентство «Лунный свет»
«Я всегда считал своим личным кодексом каждый раз пробовать что-то новое. Мне было бы очень легко играть таких парней, как Дэвид Эддисон [в «Лунном свете»], потому что я преуспел в этом, а людям очень нравятся такие персонажи. Я мог бы заниматься этим всю оставшуюся жизнь и быть конкретной личностью, а не актером. Но я не хочу этого делать. Меня это утомляет», — признался актер в интервью The Washington Post в 1988 году.
Обычный парень — герой боевика
В это сложно поверить, но Брюс Уиллис никогда не был первым выбором студии для фильма. Боссы 20th Century Fox предлагали партию Джона Макклейна всем от мала до велика — на роль полицейского рассматривались и Арнольд Шварценеггер с Сильвестром Сталлоне, и Фрэнк Синатра с Аль Пачино. Однако Уиллис был единственным, кто пришел на пробы с особым видением Джона Макклейна.
Кадр из фильма «Крепкий орешек»
Отставной нью-йоркский полицейский, прибывший в Лос-Анджелес, чтобы помириться с супругой, никогда не обладал юношеской наивностью Дэвида Эдисона, напротив — персонаж Брюса Уиллиса был человеком, изрядно побитым жизнью, саркастичным и не питающим особых иллюзий в отношении собственной натуры.
Он едва ли тянул на звание образцового мужа или полицейского, имел определенные проблемы с выражением агрессии, но, как ни странно, хорошо знал свое дело и искренне любил свою, пусть и бывшую, жену. Противоречивая внутренняя мягкость Макклейна, а также его подчеркнутая внешняя небрежность — в манере общения или динамических боевых сценах — выгодно выделяли его на фоне вечно безэмоциональных героев Сталлоне и Шварценеггера, живущих в кино по формуле «пришел, увидел, победил».
Кадр из фильма «Крепкий орешек 2»
Макклейн был менее функциональным и более чувствительным персонажем, он не только филигранно расправлялся с противниками, но и создавал особую атмосферу в кадре, наполнял сухие реплики одному только ему известным смыслом и цинично шутил в паузах между перестрелками.
Влюбиться в Джона Макклейна оказалось куда проще, чем в того же Терминатора.
Фильмы Джеймса Кэмерона брали аудиторию экшеном и новаторскими визуальными эффектами. Банальная и перегруженная самоповторами франшиза «Крепкий орешек» держалась на плаву целых 25 лет (последний фильм серии «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» вышел в 2013 году) благодаря неутомимому нраву Макклейна, который никогда не стремился быть героем, но всегда оставался просто хорошим парнем.
Кадр из фильма «Крепкий орешек 3: Возмездие»
Образ Джона Макклейна идеально монтировался и с личностью самого Брюса Уиллиса — далекого от голливудских стандартов актера, который всегда был предан самому себе и с большой самоотверженностью делал любимое дело.
«Персонаж, которого я играю в этом фильме, мне ближе, чем все, что я когда-либо делал. Джон Макклейн — тот тип человека, который предпочел бы стоять в конце толпы, нежели проталкиваться вперед. В нем много тихого достоинства», — заявил Уиллис в телеинтервью в 1988 году.
Роль в первом «Крепком орешке» принесла актеру рекордную по тем временам сумму $5 млн, сделав его одним из самых популярных актеров 1990-х годов. Вопреки собственным заявлениям о нежелании входить в одну и ту же воду дважды, Уиллис вернулся к образу Макклейна еще целых четыре раза. Было ли это решение правильным — вопрос риторический. Каждая новая часть «Крепкого орешка» становилась на голову хуже предыдущей, однако стабильно собирала кассу. «Хороший день, чтобы умереть» 2013 года был откровенным критическим провалом и признанным народным хитом: при бюджете $92 млн картине удалось собрать более $300 млн.
Кадр из фильма «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть»
Впрочем, амплуа «обычного парня, оказавшегося в экстраординарных обстоятельствах», преследовало Уиллиса не только в «Крепком орешке», но и во многих других фильмах. По большому счету многие последующие роли актера («Последний бойскаут», «Пятый элемент», «Меркурий в опасности», «Армагеддон», «Неудержимые», даже «12 обезьян») — не более чем эксплуатация образа Джона Макклейна, простого парня, оказавшегося лицом к лицу со сверхсложной задачей — будь то спасение планеты от приближающегося астероида или переписывание будущего, — которым сам Брюс упорно, но безуспешно пытался дать второе дыхание.
Кадр из фильма «Пятый элемент»
«Я осознавал, что играю похожие роли после «Крепкого орешка 2», тогда я как раз собирался начать «Последнего бойскаута». Речь шла о другом полицейском или детективе, своего рода парне, которому не повезло. Я подумал, что мне следует придумать другой образ, другой способ мышления, речи. Думаю, я это сделал, хотя это было в том же жанре», — сказал актер в интервью Playboy в 1996 году.
Трагик и комедиант
Брюс Уиллис — один из немногих актеров коммерчески успешных экшен-франшиз, который и словом и делом доказал, что способен играть не только хладнокровных мужчин с оружием, но и сложных, многоликих персонажей. Одним из примеров такой трансформации стал мистический триллер «Шестое чувство» М. Найта Шьямалана, в котором Уиллис примерил на себя образ детского психиатра, столкнувшегося с по-настоящему необычным пациентом. Бесспорно, главной звездой фильма стал маленький Хэйли Джоэл Осмент, однако и Брюс не затерялся на его фоне — депрессивный, лишенный всякой харизмы и внутреннего очарования доктор Малкольм Кроув встал особняком среди прочих персонажей Уиллиса.
Кадр из фильма «Шестое чувство»
«Планета страха» Роберта Родригеса также стала своего рода экспериментом актера, который впервые сыграл настоящего отпетого злодея — безумного военного, который пытается распространить зомби-вирус. Роль едва ли выдающаяся, но определенно расширяющая грани восприятия Брюса Уиллиса на широком экране.
Кадр из фильма «Планета страха»
«Девять ярдов», «Королевство полной Луны», «Смерть ей к лицу» стали редкими, но меткими комедийными перевоплощениями актера, который в достаточно убедительной степени смог сыграть как подкаблучника-ученого, так и карикатуру на самого себя.
Кадр из фильма «Королевство полной Луны»
Последняя большая роль Брюса Уиллиса пришлась на режиссерский дебют Эдварда Нортона «Сиротский Бруклин», где он сыграл главу сыскного агентства Фрэнка Минну, таким образом частично, но все-таки вернувшись к своим актерским корням — культовому сериалу «Детективное агентство «Лунный свет».
Кадр из фильма «Сиротский Бруклин»
Роли Уиллиса, неожиданные для зрителя, привыкшего к копу в майке-алкоголичке из «Крепкого орешка», сложно назвать исключением из правил. Актер всегда был многогранным — это подтверждают и два студийных блюзовых альбома его группы The Accelerators, и успешный бродвейский дебют в переложении романа «Мизери» Стивена Кинга.
Брюс Уиллис не вошел в зал оскаровского рок-н-ролла, он сделал несоизмеримо большее — сыграл важнейшую роль не в актуальной биографической драме, но в разрушении токсичной маскулинности, которая правила миром жанрового кино вплоть до 2000 года.
Около шести лет назад в жизнь и карьеру вмешалась афазия, оказавшаяся симптомом лобно-височной деменции. Болезнь, которая медленно вымывает из человека все, что составляло его личность, осадила всех, кто мыслил неуязвимым своего героя без приставки «супер-». Но одновременно открыла, какое немыслимое количество любви, сочувствия и участия может очутиться рядом с одним человеком в беде. Уиллис как магнит продолжил притягивать к себе все свое семейство, включая бывшую жену Деми Мур и детей от брака с ней. В 2025 году актер вышел на публику, чтобы лично пожать руки калифорнийским пожарным. И напомнил тем самым, что образ народного героя, сложенный им больше 40 лет назад, шагает далеко впереди него самого.