Брюсу Уиллису исполнилось 70 лет: каким был его вклад в кинематограф

. Крепкий орешек, который лучше всех играет блюз

Брюсу Уиллису исполнилось 70 лет

Обновлено 18 марта 2025, 21:00
Брюс Уиллис
Фото: Rich Fury / Getty Images

Брюс Уиллис

Голливудский актер, звезда «Крепкого орешка», «Армагеддона», «Пятого элемента», «12 обезьян» и многих других народно любимых картин Брюс Уиллис празднует 70-летие. В конце XX века Уиллис наряду с Сильвестром Сталлоне и Жан-Клодом Ван Даммом стал лицом новой маскулинности в кино. Его герои — подчеркнуто ленивые раздолбаи, пьяницы и мизантропы — едва ли тянули на звание классических протагонистов, в то же время они всегда подкупали аудиторию своей человеческой неидеальностью, харизмой и самоиронией.

Кинокритик Оля Смолина вспоминает, как Брюс Уиллис превратился в звезду культовых боевиков и определил образ народного героя со смекалкой.

Янки из Нью-Джерси

Брюс Уиллис родился в немецком городе Идар-Оберштайн в семье американского военного, который служил в ФРГ. В конце 1950-х годов срок его военного контракта закончился, семья переехала в Нью-Джерси, где у Брюса появилось еще четверо младших братьев и сестер. Еще в детстве он отличался удивительным чувством юмора, которое всегда помогало ему в общении со сверстниками и спасало от всякого рода дурных ситуаций, как вспоминали его родители. Забавно, что к актерскому ремеслу Уиллиса привело заикание — дефект речи не особо влиял на его коммуникативные навыки, но серьезно ударил по успеваемости в школе.

В попытке преодолеть заикание мальчик записался в школьный драмкружок, где быстро получил роль в пьесе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Каждый раз, когда Брюс оказывался на сцене, заикание как рукой снимало, но, как только спускался к зрителям, проблема возвращалась. Регулярные выходы на подмостки школьного театра помогли будущему актеру приобрести долгожданную уверенность в себе, которая способствовала полному исчезновению заикания.

После выпуска Брюс задумывался о том, чтобы пойти по стопам отца — тот после службы стал штатным сотрудником химической компании «Дюпон», — однако желание стать профессиональным актером в конце концов возымело верх. В поисках лучшей жизни он поступил в Монклерский государственный университет, а потом и вовсе переехал в Нью-Йорк, отчий дом Бродвея.

Сыщик в лунном свете

Первой заметной работой Брюса Уиллиса стал сериал «Детективное агентство «Лунный свет» (1985–1989), где он сыграл вместе с Сибилл Шепард, которая уже в то время была крайне популярной актрисой. Примечательно, что на роль сыщика Дэвида Эдисона новичка поначалу брать не хотели — кастинг-директора сильно смущал его неформальный вид: панковская прическа, серьга в ухе и одежда цвета хаки. Впрочем, режиссер сериала Гленн Гордон Карон увидел в молодом актере большой потенциал, «дерзость и харизму» и в итоге настоял на его кандидатуре.

Сам Брюс Уиллис уже в то время был уверен, что ему суждено стать великим, и, кажется, никто не мог сбить его с намеченного пути. Наряду с «Твин Пиксом» Дэвида Линча «Детективное агентство «Лунный свет» в свое время заложило основу для телевизионных комедий о взаимоотношениях полов.

Сюжетная линия с раскрытием преступлений в сериале была не так уж важна, гораздо больше внимания уделялось динамике между персонажами Уиллиса и Шепард, градус которых вечно менялся от любви до ненависти. «Лунный свет» также цеплял зрителей изобретательными эпизодами, снятыми в стиле неонуара, шекспировской постановки или мюзикла. После широкой популярности сериала, который среди прочего принес Брюсу Уиллису премию «Эмми», самым логичным путем для него было продолжить карьеру в жанре романтической комедии, однако чутье тянуло актера в совершенно другую сторону.

«Я всегда считал своим личным кодексом каждый раз пробовать что-то новое. Мне было бы очень легко играть таких парней, как Дэвид Эддисон [в «Лунном свете»], потому что я преуспел в этом, а людям очень нравятся такие персонажи. Я мог бы заниматься этим всю оставшуюся жизнь и быть конкретной личностью, а не актером. Но я не хочу этого делать. Меня это утомляет», — признался актер в интервью The Washington Post в 1988 году.

Обычный парень — герой боевика

В это сложно поверить, но Брюс Уиллис никогда не был первым выбором студии для фильма. Боссы 20th Century Fox предлагали партию Джона Макклейна всем от мала до велика — на роль полицейского рассматривались и Арнольд Шварценеггер с Сильвестром Сталлоне, и Фрэнк Синатра с Аль Пачино. Однако Уиллис был единственным, кто пришел на пробы с особым видением Джона Макклейна.

Отставной нью-йоркский полицейский, прибывший в Лос-Анджелес, чтобы помириться с супругой, никогда не обладал юношеской наивностью Дэвида Эдисона, напротив — персонаж Брюса Уиллиса был человеком, изрядно побитым жизнью, саркастичным и не питающим особых иллюзий в отношении собственной натуры.

Он едва ли тянул на звание образцового мужа или полицейского, имел определенные проблемы с выражением агрессии, но, как ни странно, хорошо знал свое дело и искренне любил свою, пусть и бывшую, жену. Противоречивая внутренняя мягкость Макклейна, а также его подчеркнутая внешняя небрежность — в манере общения или динамических боевых сценах — выгодно выделяли его на фоне вечно безэмоциональных героев Сталлоне и Шварценеггера, живущих в кино по формуле «пришел, увидел, победил».

Макклейн был менее функциональным и более чувствительным персонажем, он не только филигранно расправлялся с противниками, но и создавал особую атмосферу в кадре, наполнял сухие реплики одному только ему известным смыслом и цинично шутил в паузах между перестрелками.

Влюбиться в Джона Макклейна оказалось куда проще, чем в того же Терминатора.

Фильмы Джеймса Кэмерона брали аудиторию экшеном и новаторскими визуальными эффектами. Банальная и перегруженная самоповторами франшиза «Крепкий орешек» держалась на плаву целых 25 лет (последний фильм серии «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» вышел в 2013 году) благодаря неутомимому нраву Макклейна, который никогда не стремился быть героем, но всегда оставался просто хорошим парнем.

Образ Джона Макклейна идеально монтировался и с личностью самого Брюса Уиллиса — далекого от голливудских стандартов актера, который всегда был предан самому себе и с большой самоотверженностью делал любимое дело.

«Персонаж, которого я играю в этом фильме, мне ближе, чем все, что я когда-либо делал. Джон Макклейн — тот тип человека, который предпочел бы стоять в конце толпы, нежели проталкиваться вперед. В нем много тихого достоинства», — заявил Уиллис в телеинтервью в 1988 году.

Роль в первом «Крепком орешке» принесла актеру рекордную по тем временам сумму $5 млн, сделав его одним из самых популярных актеров 1990-х годов. Вопреки собственным заявлениям о нежелании входить в одну и ту же воду дважды, Уиллис вернулся к образу Макклейна еще целых четыре раза. Было ли это решение правильным — вопрос риторический. Каждая новая часть «Крепкого орешка» становилась на голову хуже предыдущей, однако стабильно собирала кассу. «Хороший день, чтобы умереть» 2013 года был откровенным критическим провалом и признанным народным хитом: при бюджете $92 млн картине удалось собрать более $300 млн.

Впрочем, амплуа «обычного парня, оказавшегося в экстраординарных обстоятельствах», преследовало Уиллиса не только в «Крепком орешке», но и во многих других фильмах. По большому счету многие последующие роли актера («Последний бойскаут», «Пятый элемент», «Меркурий в опасности», «Армагеддон», «Неудержимые», даже «12 обезьян») — не более чем эксплуатация образа Джона Макклейна, простого парня, оказавшегося лицом к лицу со сверхсложной задачей — будь то спасение планеты от приближающегося астероида или переписывание будущего, — которым сам Брюс упорно, но безуспешно пытался дать второе дыхание.

«Я осознавал, что играю похожие роли после «Крепкого орешка 2», тогда я как раз собирался начать «Последнего бойскаута». Речь шла о другом полицейском или детективе, своего рода парне, которому не повезло. Я подумал, что мне следует придумать другой образ, другой способ мышления, речи. Думаю, я это сделал, хотя это было в том же жанре», — сказал актер в интервью Playboy в 1996 году.

Трагик и комедиант

Брюс Уиллис — один из немногих актеров коммерчески успешных экшен-франшиз, который и словом и делом доказал, что способен играть не только хладнокровных мужчин с оружием, но и сложных, многоликих персонажей. Одним из примеров такой трансформации стал мистический триллер «Шестое чувство» М. Найта Шьямалана, в котором Уиллис примерил на себя образ детского психиатра, столкнувшегося с по-настоящему необычным пациентом. Бесспорно, главной звездой фильма стал маленький Хэйли Джоэл Осмент, однако и Брюс не затерялся на его фоне — депрессивный, лишенный всякой харизмы и внутреннего очарования доктор Малкольм Кроув встал особняком среди прочих персонажей Уиллиса.

«Планета страха» Роберта Родригеса также стала своего рода экспериментом актера, который впервые сыграл настоящего отпетого злодея — безумного военного, который пытается распространить зомби-вирус. Роль едва ли выдающаяся, но определенно расширяющая грани восприятия Брюса Уиллиса на широком экране.

«Девять ярдов», «Королевство полной Луны», «Смерть ей к лицу» стали редкими, но меткими комедийными перевоплощениями актера, который в достаточно убедительной степени смог сыграть как подкаблучника-ученого, так и карикатуру на самого себя.

Последняя большая роль Брюса Уиллиса пришлась на режиссерский дебют Эдварда Нортона «Сиротский Бруклин», где он сыграл главу сыскного агентства Фрэнка Минну, таким образом частично, но все-таки вернувшись к своим актерским корням — культовому сериалу «Детективное агентство «Лунный свет».

Роли Уиллиса, неожиданные для зрителя, привыкшего к копу в майке-алкоголичке из «Крепкого орешка», сложно назвать исключением из правил. Актер всегда был многогранным — это подтверждают и два студийных блюзовых альбома его группы The Accelerators, и успешный бродвейский дебют в переложении романа «Мизери» Стивена Кинга.

Брюс Уиллис не вошел в зал оскаровского рок-н-ролла, он сделал несоизмеримо большее — сыграл важнейшую роль не в актуальной биографической драме, но в разрушении токсичной маскулинности, которая правила миром жанрового кино вплоть до 2000 года.

Около шести лет назад в жизнь и карьеру вмешалась афазия, оказавшаяся симптомом лобно-височной деменции. Болезнь, которая медленно вымывает из человека все, что составляло его личность, осадила всех, кто мыслил неуязвимым своего героя без приставки «супер-». Но одновременно открыла, какое немыслимое количество любви, сочувствия и участия может очутиться рядом с одним человеком в беде. Уиллис как магнит продолжил притягивать к себе все свое семейство, включая бывшую жену Деми Мур и детей от брака с ней. В 2025 году актер вышел на публику, чтобы лично пожать руки калифорнийским пожарным. И напомнил тем самым, что образ народного героя, сложенный им больше 40 лет назад, шагает далеко впереди него самого.

Поделиться