5 популярных схем мошенников и как себя от них защитить. Инструкция
. Советы настоящих сотрудников службы безопасности банка для вашей защитыНовостные ленты пестрят сообщениями об очередных успехах кибермошенников: злоумышленники умудряются обмануть не только доверчивых пенсионеров, но и известных персон и сотрудников крупных компаний. Это уже целая индустрия, в которой распределены роли и прописаны сценарии.
Мы вместе со специалистами СберБанка составили список наиболее популярных мошеннических схем и подготовили пять проверенных способов действовать, чтобы не попасться на удочку охотников за чужими деньгами.
1. Звонки из силовых структур и служб безопасности банка
Одна из основных схем кибермошенничества, на которую, к сожалению, до сих пор попадаются наши граждане.
Что делают мошенники
Звонят вам по телефону. Их задача — убедить вас, что дела обстоят максимально плохо и требуются срочные действия. Обычно используют несколько сценариев. На ваше имя кто-то пытается (или уже взял) кредит. Представляются, как правило, сотрудниками полиции, ФСБ, прокуратуры. Могут позвонить по телефону или через мессенджер, использовать аватарку с государственными символами вроде двуглавого орла. Убеждают подтвердить принадлежность счета именно вам, то есть назвать данные карты и код из СМС, либо перевести деньги «на безопасный счет».
Ваши родственники в беде. Звонят якобы из полиции — сообщают, что родственник совершил ДТП или преступление, предлагают срочно «отмазать» его, переведя некоторую сумму денег на счет. Как вариант — ему требуется медицинская помощь, и тоже нужны деньги.
Ваша карта заблокирована. Об этом вам сообщает фейковый представитель банка. Для разблокировки просят «подтвердить свою личность», то есть продиктовать код из СМС.
Как правильно действовать
Помните: полиция, ФСБ, Следственный комитет, службы безопасности банков никогда не решают важные вопросы по телефону. В любом случае продолжать разговор не стоит. Если вам сообщают о проблеме со счетом, закончите вызов и перезвоните по номеру банка (например, наберите 900, если вы клиент СберБанка). Если родственник в беде, свяжитесь персонально с ним. Главное — не паникуйте и не совершайте никаких действий по указке звонящего.
Тем, кто переживает за своих пожилых родителей, советуем установить для них лимиты по расходованию средств. Например, ограничить возможные траты по карте — тогда человек физически не сможет перевести крупную сумму мошеннику. Также есть лимиты на расходы за день или месяц.
Еще один действенный способ защиты — воспользоваться услугой «Проверка операций близкого» для клиентов СберБанка. Тогда вы сможете сами подтверждать или отклонять переводы ваших родственников. Подключить услугу можно в приложении «СберБанк Онлайн»: зайдите в «Профиль» (портрет в левом верхнем углу экрана), затем проследуйте по пути «Настройки» -> «Безопасность» -> «Проверка операций близкого». Или просто ввести запрос в поиске приложения — он выдаст вам нужные разделы.
2. Звонки с предложением помощи и сообщениями о выигрыше
Всегда приятно, когда тебе бесплатно предлагают помощь (особенно материальную) или собираются выдать денежный приз. Вот только в большинстве случаев такие позитивные эмоциональные поводы приводят к очередной потере денег.
Что делают мошенники
Они могут позвонить пенсионеру и сообщить, что правительство утвердило новые выплаты и уже выделило для них деньги. Осталось только получить. Для этого нужно предоставить данные своего счета или открыть новый счет и перевести на него небольшую сумму. Естественно, оба варианта — в интересах мошенника. После перевода или получения нужной информации «сотрудник органов соцзащиты» благополучно пропадает. Аналогичный сценарий может быть реализован и с призом: например, от вашего любимого магазина продуктов или платежной системы.
Как правильно действовать
Не соглашайтесь ни на какую передачу данных дистанционно. Если вы действительно что-то выиграли, вас должны пригласить для получения приза: собирать персональные данные по телефону незаконно. Впрочем, людям в возрасте этого не объяснишь: известие о неожиданном поступлении денег может заставить их забыть обо всех правилах безопасности. Если ваш родственник — клиент СберБанка, можно подключить ему услугу «Проверка входящих звонков». Это сервис, который сверяет номер звонящего и предупреждает, если этот номер может принадлежать мошенникам. В iPhone нужно зайти в настройки, затем проследовать по пути «Телефон» -> «Блокировка и идентификация вызова» и выбрать «СберБанк». Инструкция для Android есть на этой странице.
3. Кража данных банковских карт
Многие мошенники пытаются пойти «бесконтактным» путем — они не собираются уговаривать вас перевести им деньги, а хотят просто получить доступ к вашему счету.
Что делают мошенники
Создают сайты, максимально похожие на популярные сервисы. Например, копирующие официальные сайты авиакомпаний или агентств по продаже билетов на развлекательные мероприятия. Иногда размещают рекламу, заманивая на эти сайты большими скидками. Конечно, никакие товары и услуги на таких сайтах приобрести невозможно. Задача мошенников — заставить вас ввести полный набор данных платежной карты (включая трехзначный код на обороте). Тогда они получают полный доступ к вашему счету.
Как правильно действовать
Всегда обращайте внимание на URL — адрес сайта. Как правило, официальный сайт доступен по запросу в поисковике (наберите «Компания Рога и Копыта официальный сайт»). Мошеннические копии могут отличаться одной или несколькими буквами в названии, а также иметь другие доменные зоны — например, .su вместо .ru. Если вы уже ввели данные и только потом спохватились, срочно закройте доступ к картам и счетам. В приложении «СберБанк Онлайн» это можно сделать по пути «Безопасность» -> «Закрыть доступ». Скомпрометированную карту нужно будет перевыпустить.
4. Реальное оформление кредита на ваше имя
Полностью исключить возможность оформления кредита на ваше имя все-таки нельзя. Мы вынуждены предоставлять свои персональные данные представителям разных компаний, например сотовым операторам или отелям. Недобросовестный сотрудник может украсть их и перепродать мошенникам.
Что делают мошенники
Просто оформляют кредит на ваше имя. Эта задача упрощается, если у них есть сообщники в банках или МФО (микрофинансовых организациях). Как правило, вы узнаете о кредите только после того, как просрочили срок оплаты, — тогда вам начинают звонить с вопросами и требованиями.
Как правильно действовать
Для начала приучить себя ответственно относиться к персональным данным. Например, не загружать сканы паспорта и других документов в облачные хранилища. Если вы собираетесь выбросить какой-либо договор, где содержатся ваши паспортные данные, необходимо сначала уничтожить эту информативную часть (хотя бы порвать на мелкие куски). Чтобы быть в курсе кредитных продуктов, оформленных на ваше имя, можно оформить подписку на совместный продукт СберБанка и объединенного кредитного бюро «Уведомления по кредитной истории». Тогда каждый раз, как только будут происходить изменения в вашей кредитной истории, вы будете получать оповещение.
5. Фишинговые ссылки в письмах
Понятие «фишинг» происходит от английского phishing (созвучно с fishing, рыбалка). Мошенник забрасывает удочку с приманкой, а вы на нее клюете.
Что делают мошенники
Мошенников в любом случае интересуют ваши персональные данные, логины и пароли от сервисов. Вам могут, например, прислать письмо якобы от гендиректора или IT-департамента с просьбой поменять пароль по ссылке. Где, естественно, нужно будет ввести и старый пароль — он и нужен злоумышленнику. Пароли могут попросить поменять и в фейковых письмах от банков. Тем более очень просто в интерфейсе почтового ящика поставить название банка для отвода
подозрений.
Как правильно действовать
Везде, где только можно, лучше использовать двухфакторную аутентификацию — то есть, кроме пароля, нужно будет ввести еще и код, который вам пришлют на телефон. Точно так же подтверждаются все операции.
Чтобы в любой момент времени иметь возможность безопасно пользоваться своим счетом, можно установить приложение на смартфон. Оно установлено у вас на смартфоне, и доступ возможен только через смартфон. Кстати, в нем можно проверить, не попали ли ваши номер телефона и адрес почты в руки мошенников. Для этого зайдите во вкладку «Безопасность» и найдите пункт «Проверка номера и почты».
Конечно, мы рассказали о самых популярных способах кибермошенничества. Но преступники неустанно придумывают новые, поэтому расслабляться нельзя. Службы безопасности компаний не только противодействуют им, но и ведут просветительскую работу. Например, у СберБанка в приложении есть специальный раздел, где можно пройти обучение по борьбе с мошенниками. Будет полезно и вам, и вашим родственникам.
Больше о правилах кибербезопасности читайте в нашем спецпроекте «Совет безопасности: как защититься от кибермошенников».
Реклама. Рекламодатель ПАО «Сбербанк»
ЕРИР: 4CQwVszH9pWvok1TXA8