Рецензия на фильм «Феррари»: каким получился байопик с Адамом Драйвером
. Внутренняя борьба человека, который отправляет людей на смертьВ российский прокат вышел фильм «Феррари»: каким получился байопик
По российскому прокату вовсю несется «Феррари» Майкла Манна: байопик, представленный на Венецианском кинофестивале осенью 2023 года, держит в фокусе травмированного человека, нашедшего успокоение в разных мощностях двигателей и запахе жженной резины.
Кинокритик Ася Заболоцкая рассказывает, каким получился Энцо Феррари у Адама Драйвера в перспективе 80-летнего американского мастера криминальных экшен-триллеров и биографических драм.
Производство длиною в 20 лет
На самом деле Майкл Манн очень давно, а точнее в 2000-х, задумал «Феррари» и успел связаться с Сидни Поллаком, который когда-то собирался снимать свой фильм с Аль Пачино. Манн видел в роли главного героя Кристиана Бэйла, которого зритель застал в образе автогонщинка и механика Кена Майлза в другой биографической картине «Ford против Ferrari» Джеймса Мэнголда несколькими годами после. С изображением отца бренда у актера не сложилось, потому что продюсеры требовали от него набрать вес до начала съемок. Хотя Бэйл всегда был известен своими физиологическими трансформациями, но в этот раз он не счел риски оправданными.
Позже к проекту привлекли Хью Джекмана, а на роль жены Феррари — актрису Нуми Рапас. Однако увидеть их дуэт было не суждено по ряду технических и продюсерских причин, а производство фильма пришлось отложить до лучших времен. Случилась пандемия, и многие проекты потеряли финансирование, а к тому моменту, когда ситуация нормализовалась, артисты разбрелись по другим проектам. Так что финальный состав подтвердился только в феврале 2022 года: Адам Драйвер — Энцо Феррари, Пенелопа Крус — его жена Лаура, Шейлин Вудли — любовница Лина. Съемки заняли всего лишь два месяца — скорый процесс для такого большого проекта.
Столь неординарный выбор актрис на женские роли не должен вас смутить: героини в фильмах Майкла Манна обычно не прописаны на все 100%, поэтому Шейлин Вудли в роли любовницы и матери сына Пьеро, который в реальности сейчас является вице-президентом Ferrari, не сопровождается какой-то глубокой сюжетной линией. А Пенелопа Крус изображает достаточно знакомый для нее образ нервной, экспрессивной и излишне драматичной женщины.
Двигатели, скорость и смерть
Обязательный пит-стоп — механикам в ускоренном режиме надо поменять колеса, проверить топливо и отправить машину в добрый путь. Это настоящий квест, так как в их руках жизни гонщиков. Это спорт для любителей адреналина и денег, игра в кости со смертью, победа в которой сопровождается славой и брызгами шампанского.
Майкл Манн четко понимает и отлично показывает безумие и бесчеловечность Энцо Феррари, чьи гоночные машины 16 раз становились чемпионами мира в рамках «Формулы-1». Он слишком много раз видел смерть, сначала отца и брата, а потом собственного сына Дино, за которую всю оставшуюся жизнь винил себя. Мальчик был сильно болен, родители никак не могли его вылечить. Трагедия подвигла сломленного Энцо заняться машиностроением и полностью забыть о каких-либо человеческих сантиментах. Легче разговаривать с двигателями, нежели с людьми.
До этого, в 1908 году, незнающий горя и утраты молодой Энцо впервые увидел настоящую гонку в Болонье благодаря отцу. Он так впечатлился, что сразу же захотел стать частью этой погони за скоростью. В итоге Феррари выступал на машинах Fiat до 1920-х годов, а потом пришел в команду Alfa Romeo и стал участвовать в более серьезных соревнованиях.
Почти каждая гонка сопровождалась гибелью рейсеров-коллег, поэтому после аварии Антонио Аскари Феррари уже не с такой страстью усаживался в болид. Рождение единственного сына, Дино, послужило его уходу из спорта за кулисы — он создал подразделение Scuderia Ferrari при Alfa Romeo и полностью изменил представление о гоночных машинах.
Вышеупомянутое практически не встречается в фильме, потому что Майкл Манн фокусируется не на становлении крупной империи, а на человеке, которому пришлось принять очень сложное решение перед почти банкротством компании. Режиссер выбирает сложный для Энцо в профессиональной и личной жизни 1957 год. Феррари живет практически на три дома, включая офис, любовницу и жену, которая также и партнер по бизнесу. Он готов разорваться на части — сколько раз за одно короткое утро он уже успел услышать «комендаторе» в свою сторону, узнать внутренние байки про соперников и стать свидетелем смерти одного из лучших своих гонщиков. Минута уединения в его жизни происходит во время визита в усыпальницу к сыну, где он может искренне поплакать, пока никто не видит. Рядом с живыми суетно, рядом с мертвыми — спокойно. Смерть преследует его всю жизнь — душой и сердцем он настоящий гонщик.
Майкл Манн не разделяет спортивного интереса с фанатами гонок, но ему любопытно, что за люди готовы отправиться на трассу, оставив прошлым вечером предсмертное послание возлюбленным. «В случае моей смерти просьба открыть» — почти на каждом конверте высвечиваются эти роковые слова. Фильму не нужны долгие сцены с переходами гоночных матчей, как у Рона Ховарда в «Гонке». Коммуникация между персонажами в «Феррари» — уже настоящий чемпионат эмоций, где герои борются со смертью и не всегда выходят победителями.
Маурицио Гуччи vs Энцо Феррари
Что-то витает в голливудском воздухе, раз уж два солидных режиссера, Ридли Скотт и Майкл Манн, решили углубиться в итальянскую историю и пригласить Адама Драйвера на главную роль в обеих картинах. Что же такого уникального и исключительно «итальянского» в актере?
В 2021 году он сыграл Маурицио Гуччи в «Доме Gucci», где подделывал специально итальянский акцент во время разговоров на английском. В «Феррари» на него наложили много грима, сделали из него большого итальянского мужчину с крупным носом, но зато никаких экспериментов с изменением голоса не провели. Правда, подчиненные зовут его «комендаторе» — как будто фильм сделан не на американские деньги.
Можно шутить бесконечно, что Адам Драйвер — самый итальянский американский актер. Не исключено, что через несколько лет он сыграет Федерико Феллини или Микеланджело Антониони. Или вообще Адриано Челентано. Список просто бесконечен, а Драйвер у нас один. Надеемся, что американский взгляд на европейскую, итальянскую культуру скоро исчезнет и режиссеры будут чтить традиции других стран не через клише. Майкл Манн пошел по правильной дороге, максимально избавившись от китчевого повествования, к которому обратился Ридли Скотт, а за это ему огромное спасибо.