«Болезнь X», которая страшнее COVID. Что это и почему о ней все говорят

. Какие вирусы могут вызвать новую катастрофическую пандемию

«Болезнь X», которая страшнее COVID: что это и почему о ней все говорят

Обновлено 15 января 2024, 16:05
Cheng Min / XinHua / Global Look Press
Фото: Cheng Min / XinHua / Global Look Press

В ближайшую среду, 17 января, в швейцарском Давосе пройдет Всемирный экономический форум, где в том числе обсудят подготовку к некой «болезни X». РБК Life разобрался в том, что это за загадочное заболевание, которое потенциально в 20 раз способно превзойти COVID-19 по смертности.

Откуда взялся термин «болезнь Х»

С 2015 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) начала регулярно составлять список из примерно десяти наиболее опасных заболеваний, которые теоретически могут вызвать пандемию с огромным количеством жертв во всем мире. Вместе с тем специалисты занялись созданием единой стратегии для предотвращения развития катастрофической мировой эпидемии, предусматривающей способы оперативного выявления вспышек, разработку вакцин, методов лечения и других мер по противостоянию и распространению инфекции.

Традиционно в этот список входят очень заразные и крайне опасные заболевания, в том числе вызванные вирусами Эбола и Зика, атипичная пневмония, а также другие инфекционные болезни с очень высоким процентом летальных исходов. В 2018 году в список включили так называемую болезнь Х — абстрактное заболевание, вызванное неизвестным человечеству микроорганизмом, который потенциально способен привести к катастрофической эпидемии международного масштаба.

Что такое «болезнь X»

Загадочное название болезни символизирует мнение врачей о том, что новая губительная пандемия может быть спровоцирована патогеном, который в настоящее время неизвестен науке. Другими словами, наибольшие опасения у специалистов вызывает гипотетическая вспышка болезни, с которой прежде никогда не сталкивалось человечество.

По словам главы Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США Энтони Фаучи, Х в названии означает «неожиданность». «Как показывает практика, чаще всего мы страдаем от того, чего не ожидали. Скажем, мы не ждали вируса Зика, а также не думали, что Эбола сможет поразить целые города», — отметил специалист.

Считается, что именно вспышка лихорадки Эбола в Западной Африке, начавшаяся в марте 2014 года, побудила ВОЗ начать разработку единой стратегии противостояния гипотетической губительной пандемии. За два года распространения болезни в Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне заразилось около 29 тыс. человек, более 11 тыс. из которых скончались. Тогда ВОЗ признала лихорадку Эбола «угрозой мирового масштаба».

Самые опасные вирусы, способные вызвать новую пандемию «болезни X»

В феврале 2020 года, вскоре после начала пандемии коронавируса, в ВОЗ предположили, что «болезнью X» может стать штамм SARS-CoV-2, который и вызвал COVID-19. Однако в мае 2023 года ВОЗ отменила статус пандемии для COVID-19, действовавший с середины марта 2020 года. За этот период жертвами коронавируса стали 6,9 млн человек во всем мире, хотя глава организации Тедрос Гебрейсус заявлял, что реальное число жертв может достигать 20 млн человек.

Помимо COVID-19 в список наиболее опасных патогенов и вирусов, способных вызвать катастрофическую пандемию, входит:

  • Конго-крымская геморрагическая лихорадка (ККГЛ). Вирус передается людям от клещей или домашнего скота, а от человека к человеку — в результате контакта с кровью или выделениями организма. Симптомы проявляются внезапно в виде очень высокой температуры, мышечных и головных болей, светобоязни, а также сыпи и кровоизлияний на коже. Летальность во время вспышек может достигать 40%. Какой-либо вакцины на данный момент ни для людей, ни для животных не разработано.
  • Лихорадка, вызванная вирусом Эбола. Передается через кровь или выделения организма больного либо умершего человека или животного. При этом заразиться можно не только в результате прямого контакта, но и через одежду и предметы, которыми пользовался больной. На начальной стадии симптомы похожи на обычный грипп, однако затем наступает сильная рвота и диарея, а также внутренние и внешние кровотечения, вызванные сниженной свертываемостью крови инфицированного. Коэффициент летальности может варьироваться от 25 до 90% в зависимости от конкретных условий и принятых мер.
  • Марбургский вирус. Болезнь впервые была описана в 1967 году после двух вспышек, одновременно произошедших в Марбурге и Франкфурте (ФРГ), а также в югославском Белграде. Источником инфекции стали африканские зеленые мартышки, вывезенные из Уганды для лабораторных исследований. По своей морфологии и симптомам Марбургская болезнь схожа с лихорадкой Эбола. Коэффициент летальности варьируется в диапазоне 24–88%.
  • Вирус Ласса. Лихорадка, вызванная этой инфекцией, получила распространение в Западной Африке. У примерно 80% людей болезнь, распространяемая преимущественно грызунами, протекает бессимптомно. Однако приблизительно в каждом пятом случае инфекция приводит к тяжелому поражению внутренних органов, кровотечениям изо рта, носа, влагалища, заднего прохода, а затем к шоку, судорогам и коме. Летальность может быть очень высокой, однако в случае своевременной госпитализации она падает до 15%. При этом у каждого четвертого излечившегося развивается глухота.
  • Ближневосточный респираторный синдром (БВРС). Впервые был выявлен в Саудовской Аравии в 2012 году, однако затем вспышки регистрировались в других странах Ближнего Востока, а также в Африке и Южной Азии. Клиническая картина типична для коронавирусной инфекции — высокая температура, кашель и одышка с высокой вероятностью развития пневмонии. Примерно 35% случаев, зарегистрированных ВОЗ, закончились смертью инфицированного.
  • Тяжелый острый респираторный синдром (атипичная пневмония). Заболевание, вызываемое коронавирусом SARS-CoV, впервые выявлено в феврале 2003 года после вспышки в Китае и ряде других соседних государств. Характеризуется высокой температурой, мышечной болью, сухим кашлем, а затем вирусной пневмонией, прогрессирующей до дыхательной недостаточности. Во время вспышки 2003 года уровень летальности достиг 10%. При этом наибольшее количество смертей было зарегистрировано среди пожилых пациентов.
  • Вирус Нипах. Впервые выявлен в 1999 году в Малайзии, когда неизвестная ранее болезнь поразила местных фермеров-свиноводов. Болезнь может протекать как бессимптомно, так и в виде острой респираторной инфекции или смертельного энцефалита. Коэффициент летальности варьируется от 40 до 75%. Препаратов или вакцин для лечения людей и животных на данный момент не разработано.
  • Лихорадка Рифт-Валли (ЛРВ). Вирус впервые был выявлен в 1931 году в ходе расследования массовой гибели овец на ферме в Рифтовой долине в Кении. Он поражает преимущественно животных, однако может инфицировать и людей. В большинстве случаев болезнь протекает без симптомов или в легкой форме, однако у незначительной доли пациентов развивается очень тяжелое течение заболевание. Симптомы могут быть самыми разными: от поражения сетчатки глаз и менингоэнцефалитной формы с неврологическими осложнениями до геморрагической формы с тяжелыми поражениями печени и кровавой рвотой.
  • Вирус Зика. Впервые был выявлен в середине XX века в Африке, однако затем вспышки также регистрировались в странах Азии, Америки и Тихоокеанского региона. В список характерных симптомов лихорадки Зика, передаваемой комарами, входит высокая температура, боли в мышцах и суставах, конъюнктивит, сыпь и общее утомление. В начале 2016 года в ходе вспышки заболевания в Северной и Южной Америке ВОЗ присвоила лихорадке Зика статус пандемии.

Вспышка интереса к «болезни X» может иметь финансовую подоплеку

При этом в Роспотребнадзоре заявили, что опасения и шумиха вокруг «болезни X» могут базироваться вовсе не на научных, а на экономических основаниях. В ведомстве считают, что после окончания пандемии COVID-19 ВОЗ начала активно продвигать идею глобальной реформы мировой архитектуры здравоохранения, чтобы увеличить собственное финансирование, которого на данный момент якобы недостаточно, чтобы противостоять новым угрозам. Кроме того, в Роспотребнадзоре подчеркивают, что в Давосе в первую очередь ожидается участие фармацевтических гигантов, а не экспертов с мировым именем, занимающихся оценкой рисков новых пандемий.

«Включение «болезни X» в повестку дня Давоса и финансово заинтересованный состав участников, включающий крупные фармацевтические компании, показывает, что диалог сессии будет вращаться вокруг увеличения инвестиций. Это особенно выгодно крупным фармацевтическим кампаниям», — подытожили в ведомстве.

Поделиться