«Задира»: обзор трогательной семейной драмы с Харрисом Дикинсоном
. Британское кино снова обратилось к проблемам отцов и детейКритик рассказал о фильме «Задира»: стоит ли идти на него в кино
В прокате можно посмотреть обаятельное инди «Задира» — полнометражный дебют Шарлотты Риган о девочке-подростке, в жизни которой внезапно появляется блудный отец. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев рассказывает, какой получилась история взросления и обретения семьи.
Джорджи (для Лолы Кэмпбелл роль в «Задире» — дебют) всего 12 лет, но она уже живет одна. В ее небольшой квартире в не самом благополучном районе Восточного Лондона уютно и прибрано. Правда, за этим тщательным порядком таится маленький секрет — девочка скрывает отсутствие опекуна. Мама Джорджи умерла, вот уже некоторое время она вынужденно свыкается с одиночеством — отца она не видела с рождения.
Изредка домой к Джорджи наведываются сотрудники социальных служб, которых девочка научилась обманывать: благодаря соседу и другу Али (Алин Узун) она разыгрывает спектакль, будто за ней приглядывает «дядя Уинстон Черчилль». Собственно, Али — единственный, кто знает секрет Джорджи и никому его не выдает. А девочка особенно не распространяется о досуге товарища, который надоумил Джорджи заниматься мелким воровством и перепродажей краденных велосипедов.
Афера двух подростков оказывается разрушена появлением молодого мужчины (звезда «Треугольника печали» и «Стальной хватки» Харрис Дикинсон). Тот лихо перепрыгивает через забор и с порога заявляет, что его зовут Джейсон и он — отец Джорджи. Неловкая пауза перерастает в злой розыгрыш взрослого сродни эпизоду из «Один дома», но Джейсон непоколебим. Шаг за шагом отец-неумеха и девочка-подросток будут учится слушать и слышать друг друга.
«Задира» добралась до кинотеатров России спустя год после мировой премьеры на фестивале независимого кино «Сандэнс», где дебют режиссера Шарлотты Риган завоевал одну из главных наград — приз Большого жюри. Казалось бы, фильм поднимает заезженную тему отцов и детей, по тропам которой ходило не одно поколение кинематографистов. В последние годы мы смотрели на отцов в образе Пола Мескала («Солнце мое») и Мэттью Макконахи («Интерстеллар»), наблюдали, как резвятся дети без должного надзора («Проект Флорида») и размышляли о мире детей, который неподвластен взрослым («Камон Камон»).
Мир, созданный Шарлоттой Риган, вбирает лучшее из всего перечисленного и практически не оставляет пространства для придирок. Это простое, но изысканное кино, где всё оказывается на нужном месте и, как ни странно, работает. Герой Харриса Дикинсона может признаться в собственной трусости, подталкивая к эмпатии в адрес всех молодых папаш. Озорная Джорджи не без труда выдает отличные диалоги, сдобренные как подростковыми шутками, так и пронизывающими до сердечных мышц обидами. Да, без диалога о том, почему отец не появлялся в ее жизни 12 лет, здесь не обойдется.
Впрочем, серьезного акцента на рефлексию, как это было в «Солнце мое», режиссер не делает. Опираясь на классический формат драмы с «Сандэнса» — как правило, душещипательные истории о «маленьких людях» или семье, сделанные с минимальным бюджетом, талантливыми актерами и толикой манипуляции в финале, — Риган идет дальше. Повествование уделяет куда больше времени противоборству и притирке Джейсона и Джорджи, чем сладостной истории сближения. Да, ей тоже отведено пространство, но значительно более скромное, чем обещает промо картины.
Как и Шону Бэйкеру в «Проекте Флорида», Шарлотте Риган важно обратить внимание на социальное положение главных герев. Резкий монтаж и приглушенный цветокор создают ощущение мрачности и безысходности: отец и его дочь — обитатели не самого благополучного района мегополиса, где рабочий класс сводит концы с концами. Но для всех в этом калейдоскопе оттенков серого мерцает луч надежды — постановщица не пускается во все тяжкие социальной критики, как ее коллега, британский классик Кен Лоуч («Я, Дэниел Блейк»).
То и дело кадр наполняется теплым цветом, а монтаж разбавляют джамп-каты (когда два последовательных кадра с одним объектом снимаются с позиций, незначительно отличающейся от предыдущего кадра). Естественно, девочке приходится внепланово повзрослеть, а горе-отцу — пробудить внутреннего ребенка, чтобы оказаться с дочерью на одной волне. Каждый из них проговорит все, что накопилось, погладит всех кошек, что терзают душу. Или, в случае Джорджи, домашних пауков (возможно, самая обаятельная сцена фильма).
«Задира» — фактурное кино, наполненное обаянием и драйвом. И хотя история опирается на архетипический сюжет о проблемах отцов и детей, у Шарлотты Риган получилось сделать свой вариант самобытным, ностальгическим и умиротворяющим. Горе-отцы были, есть и будут всегда, но у них должен быть хотя бы шанс на исправление. В конце концов, родителей не выбирают.