В Канаде впервые в истории найдены фрагменты дерева возрастом 350 млн лет

Обновлено 26 марта 2024, 16:45
<p>Окаменелости дерева Sanfordia densifolia</p>
Фото: cell.com

Окаменелости дерева Sanfordia densifolia

Палеонтологи впервые в истории обнаружили окаменелости дерева, которое росло на Земле в начале каменноугольного периода — около 350 лет назад. До наших дней сохранились практически неповрежденными отпечатки кроны растения. Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

Профессор колледжа Колби (США) Роберт Гастальдо и его коллеги совершили открытие во время раскопок в канадской провинции Нью-Брансуик. Фрагменты дерева, получившего наименование Sanfordia densifolia, нашли на дне древнего рифтового озера, куда растение могло упасть после сильного землетрясения. Поскольку дерево практически сразу было погребено под большим слоем ила, его отпечатки смогли хорошо сохраниться. Их уникальность еще и в том, что они трехмерные: по окаменелости видно, как листья отходили от дерева.

На извлечение находки и ее изучение ученые потратили целых семь лет. В результате исследования авторы работы пришли к выводу, что растение отличалось необычайно густым пологом из листьев, простиравшихся вокруг ствола, диаметр которого составлял всего 16 см. Всего было более 250 листьев длиной до 1,75 м.

Таким образом, дерево внешне напоминало папоротник или пальму, которые появились на Земле намного позднее. По мнению ученых, такая необычная организация растения помогала ему получать максимальное количество солнечного света.

Вместе с тем исследователи отметили, что Sanfordia densifolia был одной из тупиковых ветвей развития растительности на Земле, «экспериментом эволюции», который не прижился на планете.

Незадолго до этого ученые обнаружили в Индии уникальные окаменелости вымершего вида рептилий, возраст которых составляет 250 млн лет. Это первые подобные останки, найденные за всю историю в этой стране. Окаменелости оказались более чем на 200 млн лет старше самых древних археологических находок в Индии. По мнению специалистов, они могли принадлежать предку современного крокодила.