Живописец-историк: зачем идти на выставку Сурикова в Русский музей
. Более 120 произведений художника собраны вместе впервые с 1937 годаВ Государственном Русском музее с 1 декабря идет масштабная выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения», воспевающая вклад исторического живописца в российскую и мировую культуру. Завершая юбилейный «суриковский год», экспозиция предлагает осмотреть более 120 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и региональных собраний.
РБК Life вспоминает фигуру живописца и рассказывает, как устроена выставка и почему увидеть своими глазами полотна Сурикова — уникальный опыт.
Выставка, которую поддерживает банк ВТБ, освещает все периоды творчества Сурикова, но не придерживается строгого хронологического порядка.
Напротив, экспозиция продумана таким образом, чтобы провести посетителя через главные шедевры живописца и воссоздать образ исторической России через призму видения автора. Выставка в Русском музее не что иное, как модель «суриковской» России.
«Василий Суриков, безусловно, ярчайший представитель художников-передвижников и русской живописи в целом. Во всем мире его имя — визитная карточка России, ее духа, истории и культуры, — отметила старший вице-президент ВТБ Наталья Кочнева. — В новом выставочном проекте мы помогли Русскому музею не просто показать наследие художника во всем его многообразии. Мы поддержали экспозицию, способную осветить детали и акценты его работ до мелочей, но в то же время показывающую масштаб таланта, смыслов и посылов, с помощью которых Суриков приоткрывает завесу тайны русской души».
«Подобной выставки Сурикова еще не было никогда, — рассказала в интервью «ВТБ — России» генеральный директор Русского музея Алла Манилова. — Последняя его экспозиция, сравнимая по масштабам, прошла в Русском музее и Третьяковской галерее в 1937 году, но тогда по идеологическим причинам не были представлены его произведения на религиозную тему, рисунки и многие этюды и эскизы. С тех пор сменились поколения, и вот сейчас, почти 90 лет спустя, главные шедевры мастера собраны вместе в одном выставочном пространстве и объединены единой концепцией».
Уроженец Красноярска Василий Суриков гордился своим происхождением — его предки пришли в Сибирь за Ермаком, так что еще в детстве художник впитал впечатления от историй о бравых казаках, особенностях их быта и характера. «В Сибири народ другой, чем в России, — вольный, смелый», — любил повторять он.
В 1869 году Суриков поступил в петербургскую Академию художеств, со второго раза, и славился там одним из самых одаренных воспитанников. Его прозвали композитором за полотно «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», на которой Медный всадник под светом зловещей желтой луны источает тревожную, морозную энергию.
Петра Суриков выбрал неспроста: еще в шестилетнем возрасте он перерисовывал гравюры с изображением царя, раскрашивая его мундир синькой, а отвороты — брусникой. А прозвище композитор получил не за музыкальные пристрастия, как можно сразу подумать, а за то, что считал основополагающей в своих работах композицию. «Вид памятника Петру I» приобрел для своей коллекции меценат Кузнецов, а позже Суриков написал для него в подарок полотно «Милосердный самаритянин».
Из Петербурга художник перебрался чуть южнее — в Москву, где работал над фресками для храма Христа Спасителя в течение двух лет в 1870-е. Там же и женился на внучке декабриста Петра Свистунова Елизавете Шаре.
В Москве Суриков занимался тем, чем хотел всегда, — писал о русской истории. «Утро стрелецкой казни» он написал, будучи пораженным вдохновением во время прогулки по Красной площади, когда вокруг не было ни души. После «Меншикова в Березове» о Сурикове заговорили как о живописце-историке, полотно приобрел Павел Третьяков, который щедро заплатил за него и тем самым обеспечил автору возможность объездить всю Европу.
А знаменитая «Боярыня Морозова», прототипом для главной героини которой стала тетка Сурикова Авдотья Торгошкина, обладала такой сложной композицией и была столь детализирована, что произвела на аудиторию очень разные впечатления, но не однозначно одобрительные. И все же мало кто сомневался, что это полотно — шедевр.
Конечно же, Суриков не мог обойти историческое покорение Сибири Ермаком. Этот сюжет он писал на реке Оби, а завершал на Дону. Потом последовали «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и другие.
Открывает выставку огромное (3х6 м) полотно «Степан Разин», за ней следует «Посещение царевной женского монастыря», а после — «Княжий суд», где князь Владимир судит многоженца. Этот триптих сформирован из разных эпох: «Княжий суд» — самый ранний (1874), самая поздняя — «Царевна» (1912), а между ними «Разин» (1905).
Далее зрители проходят к религиозной живописи Сурикова, где будут и «Милосердный самаритянин», и эскизы для храма Христа Спасителя.
В специально созданном «сибирском зале» расположены «Меньшиков в Березове» и, разумеется, «Покорение Сибири Ермаком». Полотно «Взятие снежного городка», которое Суриков писал в Красноярске, а также «Переход Суворова через Альпы» отнесены к героическому периоду. К слову, экспрессивного «Суворова», запечатлевшего своих героев на краю пропасти, купил Николай II.
В качестве информационной поддержки в экспозицию внедрили информационную ленту (таймлайн), которая помогает посетителям проследить историю жизни и творчества Сурикова на фоне общемирового контекста. «Например, мы узнаем, что происходило в то время, когда Суриков творил «Степана Разина», с главными художниками Италии, Франции», — объясняет Милова.
Дополняют экспозицию произведения народного и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея, которые помогут зрителю ощутить достоверность предметного и духовного мира в полотнах живописца.
Выставка будет открыта до 31 мая 2024 года.