«Тайное влечение»: обзор артхаусного фильма о любви к искусству

. История студентки театрального вуза только напоминает сериал «Кумир»

Вышла рецензия на эротический фильм об искусстве «Тайное влечение»

Обновлено 14 февраля 2024, 12:33
<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Тайное влечение&raquo;</p>
Фото: ВГИК-Дебют

Кадр из фильма «Тайное влечение»

В прокат вышла артхаусная драма «Тайное влечение». Премьера полнометражного дебюта Стаси Толстой (Венковой) прошла в рамках ММКФ-2023, где фильм удостоился похвалы за дерзость и искренность. Картина выпускницы ВГИКа и ученицы Сергея Соловьева посвящена творческим метаниям молодой актрисы Веты.

Кинокритик Мария Ракитина считает, что получилось чувственное театральное кино, построенное на авторской рефлексии.

Актриса Вета (Мария Янычева) учится в театральном вузе, состоит в романтических отношениях с сокурсником Денисом (Антон Рогачев) и наслаждается молодостью. Однако девушку тревожит обесценивание ее таланта преподавателями. Вета сильно переживает из-за того, что не получает главных ролей, но внезапно в жизни студентки появляется Роман (Миндаугас Папинигис) — таинственный режиссер, прибывший по обмену из Польши, хочет прославиться на российской сцене.

Актриса давно вынашивает идею спектакля о мечтах героинь русской классики и делится ей с Романом. Они начинают вместе работать над постановкой с Ветой в главной роли, и между ними вспыхивает страсть. Расставание со сверстником и отречение от прежней себя — лишь начало разрушительного пути героини.

Впервые артхаусную драму «Тайное влечение» показали на 45-м Московском международном кинофестивале в программе «Русские премьеры». Жюри назвало фильм «искренним и дерзким дебютом». Широкой аудитории выпускница ВГИКа и любимица Сергея Соловьева Стася Толстая, скорее всего, больше знакома как актриса, нежели режиссер. Она снималась в «Грозе» и «Клипмейкерах» Константинопольского, а также играла в историческом сериале «Грозный». В качестве постановщицы Толстая успела попробовать себя еще до полнометражного дебюта, но ее творческие эксперименты прошли мимо массового зрителя.

В короткометражных работах Стаси («Кафе «Полночь» и «Инсайт») сказочные и мифические мотивы вплетались в обыденность. В «Тайном влечении» (рабочее название — «Вета»), основанном на совместном сценарии Толстой и Анны Овчаровой («Три»), размывается граница между актерством и реальной жизнью.

Герои настолько увлечены театральным искусством, что буквально растворяются в нем. Осваивать новые роли, пересобирать себя и постоянно рефлексировать о чужом опыте, как завещал Станиславский, — их призвание. Тех же принципов придерживается главная героиня Вета. На мастер-классах и репетициях она бросает вызов собственной зажатости и проходит через эмоциональный коллапс.

Вот только стараний Веты не замечают преподаватели. История молодой актрисы, которая не знает, чего хочет от жизни, и грезит о великом, наверняка найдет отклик у того, кто уже в свои двадцать столкнулся с кризисом идентичности.

Режиссер тонко улавливает болезненную неопределенность юности: Вете нравится быть частью талантливой труппы, но в то же время в стенах альма-матер она ощущает себя птицей в клетке. В институте, уповающем на советскую актерскую школу, креатив не приветствуется. Неудивительно, что героиня бежит от конформизма в свободные отношения с режиссером-иностранцем.

Методы Романа, который вдвое старше Веты, разительно отличаются от университетских. Он строит из себя психотерапевта и предлагает девушке наложить травмирующий опыт на актерскую игру. Во время встреч Роман копается в детстве студентки и вытаскивает наружу ее проблемы с отцом. Поиск фрейдистской подоплеки плохо сказывается на эмоциональном состоянии девушки: та становится нервной, дерганой и зависимой от мнения ментора.

Линия Романа и Веты — не только яркий пример абьюзивных отношений, но и воплощение модели «ведущий — ведомый». В силу психологической незрелости героиня попадает под влияние «авторитетного» творца. Разрушительная связь с режиссером, в которой садистские тренинги чередуются со страстным сексом, в фильме необходима для внутренней трансформации Веты. Девушка проходит путь от возведения наставника в культ до полного разочарования в нем.

Постановщица обличает слепое преклонение перед людьми искусства. Никакие творческие порывы не оправдывают склонность человека к психологическому насилию.

Неслучайно отношения с неуравновешенным Романом противопоставляются здоровому взаимодействию героини с университетской преподавательницей. Пожилая Алиса Алексеевна (блестящая Роза Хайруллина) воспринимает Вету как равную себе и, разглядев в студентке задатки режиссера, поручает той постановку выпускного спектакля. Идеальный учитель должен видеть потенциал ученика и помогать его раскрыть, а не заставлять подопечного меняться в угоду собственному эго, как это делает Роман.

В сотрудничестве Веты с чуткой Алисой Алексеевной постановщица, вероятно, отразила свои теплые взаимоотношения с Сергеем Соловьевым. Еще в университете мастер поощрял режиссерские устремления Стаси Толстой, а затем доверил написать сценарий к своему короткометражному фэнтези «Ути-ути-ути» (2020).

В «Тайном влечении» внезапная смерть любимой преподавательницы ранит Вету и временно лишает ее смысла жизни. Горевание по ментору, скорее всего, тоже носит для автора личный характер. Героиня как будто остается одна на перепутье и не знает, куда податься. Прощание с человеком, по достоинству оценившим способности Веты, дается непросто. Девушка постоянно прокручивает в голове напутствия Алисы Алексеевны, среди которых самым важным кажется изречение «себя меняйте каждые пять лет, тогда классно проживете».

Самоанализ через творчество и осмысление роли ментора в профессиональном становлении — центральные темы «Тайного влечения». Однако зрителя, далекого от сферы искусства, они вряд ли заинтересуют. Душевные терзания Веты отзовутся лишь у тех, кто находится в беспрерывном процессе созидания, — актеров, режиссеров, сценаристов, художников и прочих.

Камерное кино Стаси Толстой рассчитано и на театральную тусовку. Зрителю, не вовлеченному в закулисье, упражнения, тренинги и перформансы актеров, на которых те кричат, рычат и своеобразно выплескивают эмоции, покажутся странными. Режиссер виртуозно справляется с воплощением мира артистов на экране — от воспроизведения «Анны Карениной» в университете до экзальтированных репетиций в неоновом свете квартиры гения (оказывается, она принадлежит Сергею Соловьеву).

Одни сцены Толстая заимствует из картин Гаспара Ноэ, другие — из «Жара тела» и «Красоты по-американски», а что-то берет у Тарковского, чей исполинский глаз пристально наблюдает за студентами. Фотопортрет советского режиссера, разрезанный на фрагменты, висит во дворе университета, но какой смысл несет реквизит, непонятно.

Актеры элегантно курят, делятся простыми мечтами, сомнениями и секретами на фоне оригинальной инсталляции, а величие советского наследия для них неоспоримо. Среди обезличенной толпы выбивается Вета, которая не мыслит шаблонами и открыта для экспериментов. Ее непримиримость с консервативными взглядами и юношеский максимализм в итоге выливаются в панк-версию «Анны Карениной», которую в государственном вузе отвергают.

Режиссер, вероятно, размышляет о положении самобытного автора в современной театральной и киноиндустрии. Неприятие смелых идей и оригинальных форм людьми, которые решают судьбу произведения (в данном случае спектакля), выглядит злободневным. Однако вопрос цензуры в фильме не кажется критическим — достаточно сбежать из альма-матер в авангардный театр, которым руководит твой отец.

Самореализация Веты как режиссера напрямую зависит от влиятельной мужской фигуры. Получается, талантливая девушка без покровителя состояться не может? В эпоху четвертой волны феминизма такое заключение сильно расстраивает.

«Тайное влечение» мечется между авторским высказыванием о наболевшем и дивно красивым кино о юности. Режиссер так и не приходит к общему знаменателю, из-за чего ее кино застревает между необъяснимым артхаусом и личной драмой.

Очевидно, что картину переполняет авторская рефлексия, но вряд ли она будет понятна зрителю. Как бы ностальгически ни звучала «Медведица» группы «Мумий Тролль» и Найк Борзов ни томился в роли непутевого отца, «Тайное влечение» так и остается неразрешимой загадкой. Бенефис многообещающей актрисы Марии Янычевой, сыгравшей Вету, поражает эмоциональной сложностью, но не исцеляет фильм от сумбурности. Возможно, работу Толстой стоит чувствовать, а не анализировать, но далеко не всем это под силу.

Поделиться