Автомобиль, игровая консоль и ТВ. Пять самых провальных проектов Apple
. Из-за них американская корпорация потеряла миллиарды долларовНазваны самые дорогие и провальные проекты Apple
Apple потратила больше $10 млрд на создание собственного электромобиля, разработка которого была окончательно свернута в конце февраля 2024 года. Впрочем, это далеко не единственный провальный проект компании из Купертино.
РБК Life решил вспомнить самые неудачные продукты Apple из разных эпох, обернувшиеся огромными финансовыми и репутационными потерями.
Компьютер Apple Lisa
Выпущенная в 1983 года рабочая станция Apple Lisa, названная в честь дочери Стива Джобса, обладала множеством передовых решений. Одним из главных была операционная система LisaOS с инновационным графическим интерфейсом, позволявшим взаимодействовать с компьютером интуитивно понятным способом — при помощи мыши, навигационных значков, иконок и меню. Но операционная система и программы для нее очень сильно нагружали процессор, что негативно сказывалось на скорости работы устройства.
Однако главной проблемой Apple Lisa была ее цена — на старте продаж разработчик просил за станцию $9995, что сейчас эквивалентно $31 тыс. Поэтому многие специалисты предпочитали гораздо более дешевые IBM PC/XT. Впоследствии Джобс признавался, что Lisa стала жертвой внутренней политики Apple. Компания создала продукт для крупных корпораций, забыв о рядовых пользователях, большинству из которых подобный компьютер был не по карману. Выпуск коммерчески провальной Lisa прекратился в 1985 году — всего через два года после премьеры. Ходили даже слухи, что около 3 тыс. полностью исправных, но никому не нужных компьютеров закопали на огромной свалке в Юте.
Игровая приставка Apple Pippin
В середине 90-х компания решила ввязаться в «консольные войны», выпустив приставку Pippin, разработанную совместно с японской фирмой Bandai. Устройство, представлявшее собой «урезанную» версию Macintosh, позиционировалось в качестве недорогого компьютера, позволявшего воспроизводить мультимедиа на CD, играть в игры и выходить в Сеть. Разработчики традиционно реализовали в Pippin ряд новаторских идей, использовав в том числе встроенный переключатель преобразования стандарта NSTC в PAL, что позволяло приставке работать в разных регионах. Кроме того, новинка Apple стала первой в истории игровой консолью с интегрированным модемом, обеспечивающим доступ к интернету. Впрочем, эта функция опередила свое время, так как в 1996 году лишь немногие рядовые пользователи имели подключение к глобальной сети и далеко не все даже понимали, как это работает.
Другая проблема заключалась в не самом удобном джойстике и недостаточном количестве игр, которые к тому же часто страдали от плохой оптимизации. Наконец, к моменту выхода Pippin рынок уже заняли консоли нового поколения PlayStation и Sega Saturn, которые были гораздо более дешевыми, но отличались от устройства Apple более мощной аппаратной начинкой и широким выбором современных игр. В первый год после релиза американцы планировали реализовать около 500 тыс. устройств стоимостью $599 в Японии и США, но не смогли продать лишь 42 тыс. В итоге производство, как и поддержка консоли, было окончательно прекращено в 1997 году. Десятью годами позже издание PC World Magazine включило Apple Pippin в список «самых худших технических продуктов всех времен».
Телевизоры Apple
В разные времена Apple пыталась закрепиться и на рынке телевизоров, но эти попытки тоже кончились фиаско. В 1993 году американцы выпустили Macintosh TV — гибрид персонального компьютера и телевизора с CD-проигрывателем и возможностью воспроизводить аналоговый кабельный сигнал. Однако устройство за $2,1 тыс. имело ряд проблем, в том числе тусклый экран, невысокое разрешение и не самое быстрое «железо». Но самый главный недостаток заключался в том, что Macintosh TV не мог одновременно работать с компьютером и телевизором, поместив ТВ-картинку в отдельное окно, что губило заявленную концепцию 2 в 1. Устройство продержалось в продаже всего год, разошедшись скромным тиражом 10 тыс. экземпляров.
Впрочем, Apple не отказалась от идеи выпуска нового собственного ТВ, активная разработка которого началась в середине нулевых. Но в 2015 году стало известно о сворачивании проекта. В Купертино решили, что им так и не удалось создать уникальное устройство, которое имело бы преимущества перед продукцией Samsung. Телевизор Apple должен был получить экран с ультравысоким разрешением и сенсорные камеры для видеозвонков, однако руководство компании сочло, что ни этих, ни других функций будет недостаточно для завоевания рынка.
Беспроводная зарядка AirPower
В сентябре 2017 года Apple вместе со смартфонами iPhone 8 и iPhone X анонсировала принципиально новое зарядное устройство AirPower с использованием протокола беспроводной передачи энергии Qi. Концепция предполагала одновременную зарядку сразу трех устройств — смартфона, «умных» часов Apple Watch и наушников AirPods. Конструкторы заявляли, что гаджеты можно разместить на площадке как угодно: система должна была подстраиваться автоматически. Рыночный релиз AirPower был намечен на 2018-й, однако в сентябре того же года Apple убрала все упоминания о гаджете со своего веб-сайта.
По слухам, разработчики столкнулись с букетом технических трудностей, в том числе с проблемами по распределению энергии и с перегревом, а также другими недостатками. Сообщалось, что устройство способно вывести из строя сами подзаряжаемые гаджеты. Весной 2019 года вице-президент по разработке аппаратного обеспечения Apple Дэн Риччио подтвердил отказ от планов выпустить AirPower. «После долгих усилий мы пришли к выводу, что AirPower не сможет достичь наших высоких стандартов, и мы свернули проект», — заявил топ-менеджер.
Электромобиль Apple
Пожалуй, это самый громкий провал за всю историю компании, который, по слухам, обошелся ей потерей не менее $10 млрд. Идея выпустить собственный электрокар принадлежала еще Стиву Джобсу, который заинтересовался подобным проектом в 2008 году после появления первой серийной Tesla. Активная фаза разработки стартовала примерно в конце 2014 года, уже после смерти легендарного главы Apple. В проект, известный под названием Titan, инвестировали огромные ресурсы и задействовали в нем несколько тысяч специалистов, в том числе инженеров Porsche и NASA.
Однако спустя десять лет усилий, переговоров о сотрудничестве с крупными автопроизводителями и проработки различных концепций руководство Apple отказалось от электромобиля. Среди основных причин называют сложности с созданием полноценного автопилота, который имел бы уникальные преимущества перед существующими системами автономного управления. Кроме того, в Купертино усомнились в возможности составить реальную конкуренцию другим электромобилям, в том числе китайским.