Почему стоит следить за постановками ПРОЕКТА [1,5] в Театре Ермоловой
. Какие спектакли молодых режиссеров уже можно посмотретьВ Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой уже второй сезон продолжает работу экспериментальный ПРОЕКТ [1,5], который дает возможность молодым театральным режиссерам попробовать свои силы на большой сцене и получить честные отзывы зрителей и коллег.
Журналистка Милана Стояновска рассказывает, по каким принципам работает этот проект и как он выглядит.
Идея
Полтора месяца на репетиции, полтора миллиона рублей на реализацию идеи, полтора месяца в репертуаре театра, полуторачасовой хронометраж и билеты не дороже полутора тысячи рублей.
Вот основные условия, которые выдвигает Театр Ермоловой к молодым театральным режиссерам, готовым рискнуть и замахнуться на постановку для исторической московской сцены. Результат стараний команды все могут оценить только на премьере, тогда же принимается решение о будущем спектакля — либо после полутора месяцев он исчезнет из репертуара навсегда, либо будет регулярно идти на сцене театра.
«У нас не было ни референсов, ни ориентиров. Наоборот, нам хотелось придумать то, чего не было у других, — рассказывает куратор ПРОЕКТА [1,5] Ринат Ташимов. — На российском поле складываются ситуации, когда молодым режиссерам (особенно в Москве) очень трудно попасть на большую сцену. Делать постановку на большой сцене — это совершенно другой язык, другой способ работы. И без этого опыта, наверное, режиссер не может полноценно состояться. В результате мы решили, что должен быть такой проект, в котором режиссеры могут пробовать, ошибаться и снова пробовать, работая с большой формой».
ПРОЕКТ [1,5] впервые анонсировали в конце 2022 года, а первые плоды театральный эксперимент принес уже через несколько месяцев. В 97-м сезоне Театра Ермоловой зрители увидели три спектакля молодых режиссеров — «Потудань» Владимира Комарова, «Бранд» Владимира Антипова и «Над пропастью во ржи» Петра Куртова. Авторы находились в равных условиях, начиная от подачи заявок на open call и заканчивая бюджетами на постановку и проведение премьерного показа.
Главная интрига кроется в том, что никто, кроме команды спектакля, ставящегося в рамках проекта, не знает, что получится у режиссера. Все — и руководство проекта, и другие участники, и зрители — видят результат работы только на премьере.
После окончания показа у каждого присутствующего в зрительном зале есть возможность задать вопрос команде, работавшей над постановкой, высказать свое мнение и поделиться мыслями на общем обсуждении. По результатам премьерного показа и обсуждения театр принимает решение, стоит ли оставлять спектакль в афише. Из трех первых участников эксперимента в постоянный репертуар театра вошла постановка «Над пропастью во ржи».
Результат
В текущем, 98-м сезоне Театра Ермоловой ПРОЕКТ [1,5] показывает два спектакля — «Наследник» режиссера Евгения Серзина и «Медея» Василиоса Самуркаса. Премьера спектакля по древнегреческой трагедии намечена на 18 апреля, а первый показ постановки Серзина уже состоялся и получил положительный зрительский отклик.
«Наследник» представляет собой современное переосмысление истории Гамлета. Главную роль исполняет молодой актер Филипп Ершов, а вместе с ним на сцену выходят Александра Милёшина, Анна Воркуева, Егор Харламов, Владимир Майзингер и Георгий Назаренко. Как объяснил режиссер Евгений Серзин, который также выступил драматургом и автором музыки к своему спектаклю, в основе лежит шекспировский сюжет, но уже не шекспировский текст. Он создал собственную пьесу про трагедию наследника престола, сохранив имена главных героев и некоторые обстоятельства, но при этом наделив историю новыми образами и смыслами.
«С «Гамлетом» я начал работать, когда участвовал в съемках сериала «Самка богомола» режиссера Нурбека Эгена. Меня привлекли в качестве режиссера театральной постановки, которая показывается в сериале. Я сделал компиляцию из нескольких сцен пьесы Шекспира и репетировал их с артистами. За день до съемок продюсеры спросили, чей перевод я использую, на что я сказал, что использую Пастернака. Оказалось, что на этот текст нет прав. Артистам предложили играть на английском, но это было весьма проблематично. И тогда я сам сделал стихотворный перевод Шекспира, который всем понравился. Во время работы над текстом у меня стали рождаться собственные замыслы, интерпретации, и я решил сделать свой вариант истории. Так и родилась пьеса «Наследник», — говорит режиссер.
В результате смелого опыта с использованием классического текста, необычных условий подготовки спектакля и молодой команды, желающей закрепиться на большой сцене, получился по-настоящему современный и в хорошем смысле смелый спектакль. В ходе обсуждения, состоявшегося после премьеры, стало очевидно, что постановкой остались довольны как непрофессиональные зрители, так и представители театральной среды. Теперь будущее «Наследника» в руках руководства Театра Ермоловой, которое в ближайшие несколько недель примет решение, достоин ли он стать частью репертуара театра.
Спектакли ПРОЕКТА [1,5]
- «Потудань» (реж Владимир Комаров) — «кринж-драма» о богине Венере, родившейся не из пены морской, а из пены речной в Воронежской области.
- «Бранд» (реж. Владимир Антипов) — новая постановка классической пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена.
- «Над пропастью во ржи» (реж. Петр Куртов) — роман Сэлинджера, перенесенный в мир гаджетов и визуального восприятия.
- «Наследник» (реж. Евгений Серзин) — современное переосмысление «Гамлета».
- «Медея» (реж. Василиос Самуркас) — новый взгляд на одноименную трагедии Еврипида.
Будущее
18 и 19 апреля состоится премьера еще одного спектакля, заявку которого отобрали на open call к 98-му театральному сезону, — новая версия древнегреческой трагедии «Медея». Тем временем ПРОЕКТ [1,5] уже принимает новые идеи от начинающих режиссеров, готовых громко заявить о себе.
При отборе спектаклей учитываются многие факторы, но строгого регламента для участия нет: отборщики не ограничивают режиссеров в выборе тем или художественных средств, а себя — в количестве постановок, которые попадут в новый сезон. Самым важным в выборе кандидатов, по словам куратора Рината Ташимова, становится персоналия режиссера: «Если от режиссера идет какая-то классная энергия, которая нам близка, создается ощущение, что мы можем быть командой, — это крайне важно для нас».
«Хотелось бы видеть больше современной драматургии в заявках. Ее было от общего количества и в прошлом open call, и в этом не более 5%, — говорит он. — Но те заявки, которые были присланы, хоть и были хорошими, но не прошли отбор. И все же я сам, как действующий драматург, хотел бы видеть в заявках новые оригинальные тексты».
«То, что есть в заявке, в результате репетиции и столкновения с реальностью быстро трансформируются в нечто другое», — добавляет Ташимов. Из-за этого спектакль, который все видят только на премьере, может быть совершенно не похож на тот, что согласовали отборщики. Но театр все равно продолжит давать молодым талантам возможность пробовать себя в большой форме.