«Неверные»: обзор сериала с Акиньшиной в формате за и против
. Что портит скандальную историю с харизматичной героинейВышел обзор сериала «Неверные» с Оксаной Акиньшиной в главной роли
C 7 марта в онлайн-кинотеатре Wink показывают сериал «Неверные» с Оксаной Акиньшиной. Проект от продюсеров «Слово пацана. Кровь на асфальте» стал триумфатором третьего фестиваля контента стриминговых платформ Original+. Упакованная в юридический процедурал мелодрама рассказывает историю столичного адвоката Ольги Шилковской, которая проходит через тяжелые времена из-за своей алкозависимости.
Кинокритик и автор телеграм-канала «Age of Cinema» Елена Зархина рассудила «Неверных» в формате за и против.
Ольга Шилковская — хороший адвокат, но неважная мать. Причина в болезненной травме из ее детства, когда она регулярно становилась жертвой сексуализированного насилия. Своего сына героиня искренне любит, но еще очень любит крепко выпить, чтобы забыться и отсрочить психотерапию. Доведя ситуацию до предела и попав с ребенком в автомобильную аварию, она обнаруживает себя на руинах личной и профессиональной жизни. Сына забирает бывший муж Артем (Иван Добронравов), карьера под угрозой, а в душе, как и в квартире, — полный бардак.
С работой Ольге помогает ее бывший однокурсник и руководитель успешного адвокатского бюро Кибрик (Роман Евдокимов), с которым у нее когда-то был роман. Он готов терпеть выходки Ольги и свято верит в ее высокие профессиональные качества. Ольга это ценит и учится подставлять коллег хотя бы через раз, постепенно причесывая свою жизнь и беря себя в руки. Она с легкостью раскрывает запутанные дела и почти берет под контроль зависимость. Но из тюрьмы после 15 лет заключения выходит мать Ольги — человек, с подачи которого детство героини и превратилось в ад.
Поскольку этот очевидно мелодраматический материал до последнего прикидывается юридической драмой, выстроить рецензию на него тоже хочется в формате судебного слушания.
Сторона защиты
Так уж получается, что на экране при схожих обстоятельствах героиня Оксаны Акиньшиной теряет ребенка второй раз за последние полгода. В ноябре 2023-го вышел триллер «Синдром», актриса в нем тоже попадала в аварию, но вместе с дочерью лишалась памяти и частицы себя. Картина Антона Борматова неуклюже старалась исследовать тему эмоционального насилия и газлайтинга на примере отношений главных героев — супругов в исполнении Акиньшиной и Кирилла Кяро.
«Неверные» Алексея Кузмина-Тарасова следуют подобной фабуле, но уводят историю из пространства психологического триллера в поле сентиментальной драмы. Цели обоих проектов с участием Акиньшиной, которая еще несколько лет назад выступала с критикой активистской деятельности за права женщин, понятны.
Авторы хотят исследовать новый для отечественного кино тип героини — противоречивой, сложной, но живой и настоящей. В этом смысле «Неверные» справляются с поставленной задачей лучше. Сериал хоть постоянно и увиливает в сторону телевизионного «мыла», но прилежно возвращается в исходную точку — рассказывает о трудностях жизни современной женщины в мире преобладающего патриархата.
И попытка эта не единична. Ольга Шилковская плоть от плоти экранная «сестра» Елены Волковой — героини Светланы Устиновой в сериале «Домашнее поле». Тоже история про сильную духом женщину, оказавшуюся в подчеркнутом мире мужчин — в сфере большого футбола, где воздух буквально пропитан мизогинией. Шилковской повезло — в адвокатской профессии женщин больше, чем в тренерских штабах футбольных клубов, но проблем от этого не меньше.
Хорошая актриса Оксана Акиньшина (главная удача проекта) играет своего противоречивого персонажа «на опыте». Она не покоряет никаких новых профессиональных вершин, но добавляет героине дополнительного объема, повышает градус внутреннего напряжения и представляет на экране как натянутую струну. Этот надрыв и неспособность справиться с внутренними демонами — все еще редкие для отечественного кинопрома элементы женского характера. А алкогольная зависимость и общее неблагополучие героини так и вовсе становится для зрителя препятствием в сочувствии ей. Но это образу Ольги и всему сюжету идет только на пользу — внутреннее усилие аудитории также важно и необходимо.
Отлично в проекте сработали художник Петр Буршин и локейшн-менеджеры. Места съемок, интерьеры с давящими на головы персонажей потолками, захламленная квартира героини, бесконечные лестницы и монументальные здания, на фоне которых Ольга выглядит крохотной песчинкой, — все это удачно отражает внутренний раздрай Шилковской и ее потерянность в жизни.
Сторона обвинения
Но при всех усилиях людей, умело создавших внешний стиль сериала, его губит слабый сценарий, размазанная режиссура и чудовищный монтаж. Проект с потенциалом сильной юридической и социальной драмы рассыпается, не разобравшись, чьи интересы, говоря образно, он отстаивает.
«Неверные» — очевидный вольный оммаж хитовой «Хорошей жене», в которой вчерашняя домохозяйка после измены мужа-политика уходила от него, но возвращалась в юридическую профессию, в которой ей не было равных. Ольга Шилковская кажется героиней следующего поколения, а потому и законы мира, в котором она существует, тоже должны быть более прогрессивными и новаторскими. Даже по сравнению с эталонной для жанра «Хорошей женой» 15-летней давности.
Пока же это напоминает мыльную оперу средней руки, в которой сентиментальная составляющая вытесняет драматическую глубину. Основная сценаристка проекта Анна Рубцова до этого работала над «Содержанками» — еще одним сериалом о противоречивых женских архетипах в большом городе. Там этот концепт работал спорно, но все же работал. Во многом потому, что шоу довольно быстро стало напоминать современную сказку, а у этого жанра свои законы. В «Неверных» же поверхностность образов без четких характеров и бэкграунда (проникнуться здесь, кроме Ольги, решительно не к кому) смазывает сюжет.
«Неверные» — вертикальный сериал. Каждая новая серия — отдельная история, укладывающаяся в 45-минутный хронометраж. При этом сюжет очевидно вдохновлен самой жизнью, а значит, в нереалистичности его обвинить сложно. Например, сквозной сюжет пилотной серии про богатого и влиятельного футболиста, похищающего собственную дочь и обвинившего бывшую жену в наркозависимости, будто списан с семейного скандала бывшего игрока «Зенита» Александра Кержакова. Несколько лет назад он тоже делил наследников и обвинил в наркомании двух бывших жен.
Сериал вроде бы и пытается отрефлексировать болезненный опыт публичных ссор взрослых, травмирующий их детей, но делает это формально и сплошными штампами.
Сложно судить, чьей вины в этом больше: оригинальный текст сценаристки Рубцовой могли сильно покромсать, режиссуру Кузмина-Тарасова исказить агрессивным монтажом, а монтажеры Анна Крутий и Александра Юрага могли действовать под руководством продюсеров (Сергея Бондарчука и Алексея Киселева), чье видение проекта отличалось бы от видения создателей. Получается, что много отцов не только у успеха, но и у неплохого на старте сериала, который подводит практическая реализация.