«Сказки Гофмана»: обзор драмы с Цыгановым и Вилковой

. История из эпохи безвременья стесняется говорить о реальных проблемах

Вышла рецензия на фильм «Сказки Гофмана» с Евгением Цыгановым

Обновлено 28 марта 2024, 13:14
<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Сказки Гофмана&raquo;</p>
Фото: Пан-Атлантик Студио

Кадр из фильма «Сказки Гофмана»

28 марта в широкий прокат вышли «Сказки Гофмана» — лирическая картина Тины Баркалая, впервые показанная прошлым летом на открытии кинофестиваля «Короче» в Калининграде. Главные роли в фильме исполнили Екатерина Вилкова, Евгений Цыганов и Максим Стоянов.

Кинокритик Мария Ракитина считает, что история скромной библиотекарши и по совместительству гардеробщицы, вставшей на нелегкий путь обретения любви к себе, не получает того смелого финала, которого заслуживает.

35-летняя Надя Страхова (Екатерина Вилкова) ведет скромный, ничем не примечательный образ жизни: утром работает в библиотеке, которую скоро расформируют, а по вечерам — гардеробщицей в театре. Дома замкнутую и стеснительную женщину ждет непутевый супруг Виталик (Максим Стоянов), намертво прилипший к дивану перед ретро-телевизором. Он страдает хроническим нарушением памяти, забывает о многих важных вещах и путается в собственных воспоминаниях. На деле Виталик оказывается расчетливым симулянтом и вдобавок абьюзером.

<p>Кадр из фильма &laquo;Сказки Гофмана&raquo;</p>
Фото: Пан-Атлантик Студио

Кадр из фильма «Сказки Гофмана»

Невзирая на незавидное существование, Надя находит радость в мелочах. Настоящее удовольствие ей, например, доставляет наблюдение за закипающей в кастрюле водой, аромат конфет, хранящихся в бабушкиной хрустальной вазочке и «лечение» старых, потрепанных книг. Блаженная Надя боится всего на свете, вечно перед всеми извиняется и смиряется с низкой самооценкой, которая в придачу к бигуди и малогабаритной квартире в Москве досталась ей в наследство от авторитарной матери. Однажды в жизни Золушки эпохи нулевых происходит настоящее чудо: ее изящные кисти привлекают внимание второго режиссера — Гарика (Евгений Цыганов).

<p>Кадр из фильма &laquo;Сказки Гофмана&raquo;</p>
Фото: Пан-Атлантик Студио

Кадр из фильма «Сказки Гофмана»

Харизматичный мужчина из мира кино и коммерческой рекламы зазывает Надю на роль дублерши рук. Неуверенная в себе женщина не привыкла отказывать, поэтому сразу соглашается на предложение Гарика. Попав на съемочную площадку, Надя впервые за тридцать с лишним лет ощущает собственную значимость: ее руками восхищаются, а крупные планы кистей получаются с первого дубля.

Еще в детстве Надя усвоила, что она — никому не нужная серая мышка, а теперь вдруг обрела робкую надежду на признание. Прекрасные руки Нади становятся ее магическими помощниками, приносят солидные гонорары в долларах и помогают полюбить себя. Ежедневные уходовые процедуры, свежий маникюр и мягкие варежки, защищающие кисти от обветривания, делают ее по-настоящему счастливой. Она превращается в востребованную дублершу, заново открывает себя и задумывается о серьезных переменах в жизни. А еще ищет человека, который все никак не вернет в библиотеку томик «Сказок Гофмана».

<p>Кадр из фильма &laquo;Сказки Гофмана&raquo;</p>
Фото: Пан-Атлантик Студио

Кадр из фильма «Сказки Гофмана»

Режиссерский дебют Тины Баркалая «Сказки Гофмана» в прошлом году участвовал в конкурсе 54-го Международного кинофестиваля Индии (IFFI) и открывал российский фестиваль «Короче» в Калининграде. Действие картины разворачивается во времена, когда люди еще не пользовались соцсетями, не выражали эмоции с помощью эмодзи, общались тет-а-тет и даже читали книги.

Точно определить эпоху, в которую происходит удивительная история Нади, не представляется возможным. События фильма застревают где-то между концом 1990-х и началом нулевых, но чаще склоняются ко второй эпохе, а иногда и вовсе резонируют с современностью.

Пока апатичный Виталик сутками ухаживает за тамагочи и прячет доллары в упаковку пельменей, прелестные руки Нади участвуют в фотосессиях для глянца, а в соседнем павильоне снимают очередное кино про войну. Голос рассказчика в фильме непременно чередуется с хитами группы «Колибри», а киношная Москва напоминает сонное царство, изолированное от глобальных потрясений и общечеловеческих бед.

Эксцентричные персонажи «Сказок Гофмана» целиком и полностью сосредоточены на решении личных проблем и самокопании. Надя учится говорить «нет» и давать отпор чужому высокомерию, а манипулятор Виталик продолжает эксплуатировать жену и забирает заработанные ею деньги, чтобы накопить на иномарку. Отчаянный мечтатель и человек искусства Гарик (Цыганов не вышел из амплуа Мастера) утопает в романтических фантазиях и совсем не годится для серьезных отношений. Иммигрантка Надира (Наргис Абдуллаева) из библиотечной уборщицы переквалифицируется в домработницу Нади, но сталкивается с обесцениванием со стороны Виталика.

Эстетика картины складывается из лаконичных оммажей на «Амели», классику оттепельного кино, самые уютные работы Уэса Андерсона и российские ромкомы нулевых в духе «Питер FM», тоже с Цыгановым в образе лирического героя. Ностальгический вайб ласково заключает зрителя в свои объятия. Но если художественная продуманность каждой сцены покорит неравнодушных к экранной поэзии зрителей, то жестокая кульминация, разрушающая всю магию фильма, оставит в недоумении. Ни для кого не секрет, что в российской киноиндустрии наступила эра сказок –– отрешенных или, наоборот, нравоучительных.

Трогательная героиня пытается устроиться в Москве, но попадает в бытовое рабство и цепляется за безалаберного мужика, потому что не видит иного выхода. Мимолетной отсылкой к нынешним реалиям на экране служит противопоставление коррумпированного чиновника, сетующего на повсеместную бездуховность, интеллигентной даме, почти что волшебнице (Ксения Кутепова), которая подумывает об эмиграции. В остальном же кино Тины Баркалая получается максимально отстраненным и осторожным в плане юмора и сатиры на распространенные у нас токсичные отношения в семьях.

Об отравляющей созависимости и привитых деспотичной матерью комплексах (в духе «тебя такую никто не полюбит») в фильме говорят много и выразительно, однако необыкновенной истории о самоспасении не случается.

Жизнеутверждающий сюжет об обретении Надей навыка по отстаиванию личных границ внезапно оборачивается трагедией. Зритель наверняка ожидает от героини Вилковой мощной трансформации из зажатой библиотекарши в самодостаточную женщину, хоть превращение «дурнушки в принцессу» (флэшбеки из «Не родись красивой») признали жанровым клише еще в нулевых. Поначалу духоподъемная арка Нади вселяет надежду на то, что у стремительно достигающей успеха дублерши все сложится наилучшим образом. Сказка о женской эмансипации, увы, разбивается о тяжелую действительность и разочаровывает утратой вдохновляющей интонации. Очень жаль, ведь ближе к финалу так хотелось поверить в чудо.

Режиссерский дебют Тины Баркалая — пример любопытного авторского кино, но с посланием зрителю он так и не определяется. Надя, с малых лет научившаяся закрывать ладошкой один глаз, чтобы не видеть плохое и страшное, тонко воплощает людей, выбравших эскапизм, потому что так психологически проще. И все же «Сказки Гофмана», в которых эффектно переплетаются театр, литература и советские диафильмы, не решаются быть чем-то большим, чем абстрактной фантазией обо всем и сразу. Нарочито олдскульный фильм как будто боится оступиться и сболтнуть лишнего.

«Сказкам Гофмана» явно не хватает раскованности, окрыляющей легкости. После «1993» между Евгением Цыгановым и Екатериной Вилковой вновь пробегает искра, но ее недостаточно, чтобы разжечь пламя зрительской любви.

Поделиться