Как выбрать школу для ребенка и на что обратить внимание
. Советы экспертовРодители сами могут выбрать, какую школу будет посещать ребенок — государственную, частную или, например, религиозную. При этом важно учитывать несколько критериев, рассмотреть которые стоит до подачи заявления.
Разбираемся вместе с экспертами, на что ориентироваться при выборе школы для ребенка.
Когда начинать выбирать школу
Весной уже стоит определиться, в какую школу вы хотите отдать ребенка. Сбор информации занимает неопределенное время: одним достаточно знать ближайшие к дому адреса школ, другим необходимо заранее уточнить, какие учителя в них работают и как строятся образовательный и воспитательный процессы.
Родители, которые учитывают рейтинг учебного заведения и скрупулезно собирают сведения и отзывы о нем, иногда даже меняют место жительства, чтобы ребенок попал в выбранную школу по прописке. К таким глобальным переменам точно стоит готовиться заранее, в остальных случаях собрать информацию можно довольно быстро.
Не рассматривайте этот вопрос как неизбежный выбор на следующие 11 лет: школу всегда можно сменить. К тому же нельзя предсказать, как будут развиваться события в течение десятилетия, поэтому лучше ориентироваться на короткие промежутки времени: для первоклассников выбирать именно начальную школу для обучения первые три-четыре года, в зависимости от программы.
Маргарита Пушина, директор Курчатовской школы в Москве, уточняет, что школьник может получить образование в любой выбранной школе города при наличии в ней мест для зачисления или перевода. К тому же за каждым адресом закреплено несколько близлежащих образовательных организаций, в одной из которых обязательно найдется место.
Может ли ребенок сам выбрать школу
Ребенка можно привлекать к выбору школы и учитывать его мнение, но выбор все равно остается за родителями, особенно если речь идет о младшеклассниках. В шесть-семь лет дети скорее обратят внимание на атмосферу, красочные декорации в коридорах и доброе отношение педагогов, в то время как родители учитывают особенности образовательной программы, требования к учащимся и местоположение учебного заведения.
«Выбирая школу, родители руководствуются массой критериев. Важно уметь нести в полной мере родительскую ответственность за те решения, которые вы принимаете в отношении ребенка и не нагружать этой ответственностью его самого. Это только множит тревогу, как у ребенка, так и у родителей. Ребенок может делиться своими переживаниями и оценками увиденного в школе (и, скорее всего, будет это делать). Вы можете прислушиваться, обсуждать, конкретизировать вопросами мнение ребенка, но ни в коем случае не ориентироваться на это мнение как на финальный аккорд в выборе.
Скорее всего, ребенок будет оценивать школу на уровне «стен» или «атмосферы» — это про базовое ощущение комфорта и безопасности. Крайне важно, как ребенок с порога ощутил себя в новом пространстве, но гораздо важнее, что стоит за этим первым впечатлением. Комфорт на входе может сочетаться с педагогической беспомощностью или проблемами на уровне операционных процессов, равно как и сухой прием не равно бездушное отношение в дальнейшем. Ваша задача — принимать решения, основываясь на информации, данных, четком понимании своего образовательного запроса. Что же касается подростков, без учета их мнения, напротив, обойтись нельзя».
Как выбрать школу: основные критерии
По словам Анны Высоцкой, нужно исследовать несколько групп критериев или факторов: «Это прежде всего человеческий капитал — люди, с которыми ребенок будет проводить большую часть дня. Важный вопрос — оценка собственных ресурсов или того, насколько семья готова включаться в образование ребенка. От этого зависит в том числе формат школы, будь то частная школа полного дня с богатым выбором дополнительного образования или государственная школа до обеда. В последнем случае ключевым критерием выбора станет возможность познакомиться с набирающим класс учителем».
Местоположение
Многое зависит от образа жизни семьи, но, как правило, если родители работают, а у бабушек, дедушек и других родственников нет возможности водить ребенка в школу, лучше выбирать учебное заведение поближе к дому. Ежедневные часовые поездки в школу — это не только дополнительные трудности для взрослых, но и серьезная нагрузка для младшеклассников. В средней школе многие дети уже добираются до школы самостоятельно, поэтому принципиально важно, чтобы путь был близким и безопасным.
По мнению Анны Высоцкой, удобство логистики и инфраструктуры — очень важный критерий: «Маленький ребенок проводит в школе много времени. Сама по себе организация пространства школы может играть важную воспитательную роль: располагать к общим играм, стимулировать творческую деятельность, позволять уединяться и сенсорно разгружать себя. Возможность активно двигаться в школе как внутри, так и вне помещения также важна при выборе школы. И конечно, чем меньше ребенок тратит времени на дорогу, тем лучше».
«Если родителям предстоит выбор начальной школы, один из основных критериев — это близость к дому. Период адаптации ребенка к школьной жизни, режиму и правилам, новой для себя ответственности, выстраивание отношений в коллективе детей, взаимодействие со взрослыми, — все это требует достаточного количества сил, вызывает тот или иной уровень стресса. Чем меньше занимает время пути от дома до школы, тем комфортнее ребенку».
Рейтинг школы
Рейтинги школ базируются в том числе на успехах учеников, и не каждому ребенку подойдет такой формат «достигаторства». Кроме того, рейтинг формируется на основании данных из всех корпусов учебного комплекса, и, как правило, на него в большей степени влияют успехи старшеклассников. Поэтому, если вы выбираете начальную школу для будущего первоклассника, гораздо более показательными будут комфортные условия обучения, профессиональные и личные качества педагогов. Если все же хотите ознакомиться со статистикой, можно ориентироваться на сведения агентства РАЭКС — оно собирает данные из вузов о том, ученики каких школ к ним поступили [1].
Маргарита Пушина:
«Рейтинг московских школ формируется согласно методике расчета, утвержденной экспертным советом и опубликованной на портале мэра Москвы. Показатели рейтинга и формулы расчета ежегодно корректируются и утверждаются на текущий учебный год. Рейтинг учитывает результаты работы образовательной организации, в которую входят результаты государственной итоговой аттестации: это и высокие баллы на ЕГЭ, и динамика неудовлетворительных результатов, результаты сдачи ОГЭ, в том числе по приоритетным предметам. Учитываются показатели диагностик 5–8-х классов, наличие победителей и призеров на Московской и Всероссийской олимпиаде школьников, целый блок показателей по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, развитие спортивного направления, показатели работы с дошкольниками, участие в чемпионатах профессионального мастерства и социокультурных олимпиадах.
Можно сказать, что это комплексная оценка работы школы, в центр которой поставлены достижения каждого ученика. Разнообразие показателей, которые учитывает рейтинг, и принцип открытости и прозрачности процедуры позволяют опираться на такую оценку, как на объективную».
Подготовительные курсы
На базе большинства школ организуются курсы для будущих первоклассников. Это отличный способ познакомиться с учителями, больше узнать о школьных правилах и помочь ребенку адаптироваться к новому этапу в жизни. Уроки на курсах часто ведут те же педагоги, которые в дальнейшем станут классными руководителями. И у вас, и у ребенка будет несколько месяцев для формирования мнения об учителях и школе, чтобы сделать окончательный выбор. Для педагогов это также возможность познакомиться с детьми и понять, как лучше распределить их по классам.
День открытых дверей
Перед приемом заявлений школы проводят дни открытых дверей, на которые можно прийти вместе с детьми. Как правило, помимо общения с администрацией учебного заведения, на этих мероприятиях можно посетить открытые уроки — посмотреть, как педагоги выстраивают общение с учениками и подают учебный материал.
На дне открытых дверей вы сможете узнать, сколько человек будет в классах школы и сколько классов в параллели, где все они будут располагаться. У некоторых школ есть отдельные корпуса для младших классов. После визита в школу обсудите с ребенком ваши впечатления.
Преподаватели
Узнать о педагоге можно, познакомившись с ним лично на открытом уроке и пообщавшись со знакомыми, чьи дети у него учились. Попробуйте задать вопрос в районных группах в Сети и почитать отзывы на карте города под сведениями о выбранной школе либо на сайте организации. Учитывайте, что информация от других родителей не всегда объективна: из-за локального конфликта вы можете столкнуться с негативом в адрес учителя, которому не удалось найти общий язык с конкретным учеником и родителем. Но если таких отзывов много, это повод задуматься. Проверяйте информацию, опросите нескольких родителей, чьи дети занимались непосредственно у этого учителя.
Анна Высоцкая:
«Роль личности в поддержании учебной мотивации и создании позитивной рабочей обстановки на уроках сложно переоценить. Когда мы оцениваем человеческий капитал частной школы, то важную роль будет играть открытость школы коммуникациям с родителями, возможность получать развернутую обратную связь в виде регулярных репортов, стабильность педагогической команды школы (простыми словами, слаженный коллектив педагогов, разделяющих общие ценности), свод правил школы или некий этический кодекс, который позволяет формировать комьюнити семей с общим мировоззрением. Все это создает для ребенка атмосферу безопасности, доверия взрослым, учит жить в цивилизованном демократическом обществе».
В некоторых школах учитывают пожелания родителей отдать ребенка в класс к выбранному педагогу, но это не всегда возможно. На кадровую политику влияет только администрация учебного заведения, и может случиться так, что классным руководителем станет совершенно другой педагог, а не тот, к которому вы присматривались во время подготовительных курсов. Тем не менее стоит учесть индивидуальные особенности ребенка: кому-то комфортнее с молодыми специалистами (хотя родителей может пугать отсутствие большого опыта преподавания), другим подойдет более строгий педагог в возрасте. Эти нюансы можно будет обсудить с завучем при очном посещении школы.
Учебная программа
Не лишним будет знать, по какой программе обучения работают педагоги. Это могут быть как традиционные, так и авторские, экспериментальные варианты обучения. Большинство государственных школ выбирают программы:
- «Школа России»;
- «Гармония»;
- «Классическая начальная школа»;
- «Начальная школа XXI века»;
- «Планета знаний».
Анна Высокая не ставит этот критерий во главу угла: «Помимо оценки академической составляющей, родителям важно уделить внимание тому, как школа развивает так называемые мягкие навыки, куда входят и проектная деятельность, и развитие навыков общения, базовая психологическая грамотность, игровая деятельность, событийность — то, какие события и каким образом дети проживают в школе в течение учебного года».
Обсудить особенности учебных программ и дополнительных активностей можно с учителями и администрацией школы. Учебные заведения сами разрабатывают и утверждают программы обучения, но при наличии государственной аккредитации они должны учитывать ФГОС при составлении программ [2].
Маргарита Пушина:
«Если родители планируют оставлять ребенка на продленку, стоит обратить внимание на то, как развито дополнительное образование в школе, какие кружки и секции могут предложить для вашего ребенка. Сейчас в большинстве школ широкий выбор кружков как на бюджетной, так и на платной основе по разным направлениям: от робототехники до спортивных бальных танцев. Кроме того, я рекомендую обратить внимание на социальные сети образовательной организации, обычно ссылка на них есть на официальном сайте школы. Из публикаций в социальных сетях можно составить некоторое представление об атмосфере, царящей в школе, ценностях и правилах, о количестве и качестве проводимых мероприятий, об образовательных и развлекательных событиях, которыми наполнена школа. Нельзя совершенно исключить ориентирование на мнение других родителей о школе, но всегда нужно помнить, что мнение каждого весьма субъективно.
А вот объективным показателем результативности работы школы является позиция образовательной организации в рейтинге вклада московских школ в качественное массовое образование школьников. Чем выше позиция, тем больше возможностей для получения хорошего образования школа предлагает своим ученикам».
Комментарии экспертов
Задали экспертам еще несколько важных вопросов о выборе школы.
Частная или государственная школа: какую выбрать
Маргарита Пушина:
«Выбранная школа должна соответствовать запросам семьи. Частные школы могут предоставить возможность обучения в классе с минимальным количеством человек или решить индивидуальные запросы. Вместе с тем частные школы остаются в некотором профессиональном одиночестве, система же Московского образования предоставляет огромные возможности для развития детей в масштабах города, а не одной школы. Это и система дополнительного образования, и профориентационные мероприятия с выбором индивидуального трека, и возможность пользоваться городскими площадками, технопарками, библиотеками, музеями как единым образовательным пространством.
Особенность Москвы — предпрофессиональное образование, в рамках которого ученики углубленно изучают отдельные предметы, посещают вузы, встречаются с работодателями, представителями отраслей, молодыми учеными, получают первую профессию на базе колледжей, не отрываясь от обучения в школе».
Как понять, правильно ли я выбрал школу для своего ребенка?
Анна Высоцкая:
«Правильно выбранная школа прежде всего безопасна на всех уровнях. Как на физическом — ребенок в такой школе не отравится, его не изобьют, не украдут его вещи, так и на психологическом — в такой школе ребенок не столкнется с буллингом, он сможет получать поддержку со стороны взрослых, не будет испытывать страха перед общением с учителями, сможет активно выстраивать социальные связи, дружить. Без удовлетворения базовых потребностей в безопасности и социальном принятии сложно говорить об академических достижениях. Хорошо, если в школе ребенок будет сталкиваться с задачами, которые заставляют его трудиться, но при этом адекватны его возможностям. Совсем здорово, если школа станет местом, где ребенок проживает значимый опыт, пробует себя в разных социальных ролях, живет, а не только учится. Если вы, как родитель, понимаете, что ребенок в школе чувствует себя несчастным, если его базовые потребности не удовлетворяются, а стресс множится, конечно, такую среду можно и нужно менять — чем раньше, тем лучше.
Бывает иная ситуация, когда ребенок ходит в школу с удовольствием, а среду хотят поменять скорее родители. Есть такая категория родителей-перфекционистов, находящихся в вечном поиске и тревоге. Им кажется, что они не используют все образовательные возможности современных школ. Здесь очень важно отделить свои ожидания и тревогу от реального положения дел, особенно если сам ребенок школой доволен. В этом случае я бы как минимум рекомендовала закончить учебный год, провести независимую оценку знаний и навыков ребенка, структурировать свои ожидания и рассмотреть их на предмет реалистичности. И только потом думать о том, а есть ли иная среда, которая лучше подойдет под ваши задачи, полнее раскроет потенциал ребенка. Метод проб и ошибок — не лучшая стратегия в данном случае.
Что же касается адаптации ребенка к новой среде, то, как показывает практика, современные дети живут в парадигме нестабильности. Реалии требуют от них быть более гибкими в выстраивании контактов, в приспособлении к новым условиями. Рассуждая о смене школы, мы все же руководствуемся стремлением поменять недружественную среду на более лояльную либо среду, которая не соответствует возможностям ребенка, на более адекватную. То есть речь идет о качественном улучшении условий его обучения. Поэтому сама необходимость пройти заново адаптацию не должна является препятствием к этому решению».