Тоннелю под Ла-Маншем 30 лет. Почему это и инженерное чудо, и проблема

. Англичане боялись его стоить из-за опасений вторжения со стороны Европы

Тоннелю под Ла-Маншем исполнилось 30 лет. Почему это инженерное чудо

Обновлено 07 мая 2024, 09:44
<p>Поезда Евротоннеля возле станции в английском Фолкстоне</p>
Фото: Daniel Berehulak / Getty Images

Поезда Евротоннеля возле станции в английском Фолкстоне

Ровно 30 лет назад, 6 мая 1994 года, состоялось открытие Евротоннеля — железнодорожной линии под Ла-Маншем, соединяющей континентальную Европу с Великобританией. РБК Life вспоминает все самое интересное о грандиозном сооружении, которое называют одним из главных чудес света.

Почти 200 лет планирования и опасения англичан

Пересечение пролива между Францией и Британией, известного своей капризной погодой с большими волнами и сильным ветром, всегда было непростой задачей. Поэтому о соединении берегов двух крупнейших европейских держав начали задумываться еще во времена Наполеона Бонапарта. В 1802 году французский инженер Альбер Матье-Фавье разработал первую концепцию тоннеля, по которому должны были курсировать конные экипажи. Согласно проекту, подземелье освещалось масляными лампами, а за вентиляцию отвечали отдушины, выведенные над поверхностью моря. Кроме того, предусматривалось создание искусственного острова посреди Ла-Манша, где можно было бы менять лошадей. Однако из-за наполеоновских войн этот проект так и остался на бумаге.

<p>Бурильная машина, которую использовали при попытке строительства тоннеля под Ла-Маншем в XIX веке&nbsp;</p>
Фото: Global Look Press

Бурильная машина, которую использовали при попытке строительства тоннеля под Ла-Маншем в XIX веке

Впоследствии к идее строительства тоннеля неоднократно возвращалась та или иная сторона, однако исторически напряженные отношения между двумя государствами постоянно тормозили проект. Главным противником в разные времена традиционно выступало британское правительство, опасавшееся, что тоннель будет использован для вторжения на остров.

Тем не менее после долгих лет проектирования в 1880 году начались реальные работы по прокладке тоннеля под предводительством депутата британского парламента Эдварда Уоткина, которого называли железнодорожным королем. Однако строительство вскоре было остановлено — в основном из-за технических и финансовых проблем.

Стройка века

Несмотря на неоднократные попытки воскрешения проекта, всерьез к нему вернулись лишь веком позже, когда власти обеих стран договорились о необходимости строительства. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер выступала за строительство автомобильного тоннеля, однако ее уговорили отказаться от этой идеи из соображений безопасности в пользу железнодорожного.

<p>Вход в тоннель под Ла-Маншем возле Дувра во время строительства в 1980-х</p>
Фото: Evening Standard / Getty Images

Вход в тоннель под Ла-Маншем возле Дувра во время строительства в 1980-х

Активная фаза работ стартовала в 1988 году, когда около 13 тыс. строителей приступили к строительству сразу трех тоннелей: двух — для движения поездов в обе стороны, и еще одного — для обслуживания и экстренной эвакуации пассажиров. В строительстве использовали 11 огромных бурильных машин длиной около 230 м и массой 15 тыс. тонн каждая, которые копали со скоростью около 4,5 м/ч. Огромное количество грунта англичане использовали для создания искусственного мыса, где был разбит парк, а французы насыпали холм, который тоже был облагорожен.

В конце 1990 года состоялось историческое событие, когда британский рабочий Грэм Фегг встретился со своим французским коллегой Филиппом Козеттом под дном Ла-Манша, что ознаменовало объединения тоннелей в единую транспортную артерию. Впервые со времен последнего ледникового периода между Евразией и островом Британия появился сухопутный путь.

Для завершения строительства потребовалось еще четыре года. Всего из-под дна пролива было извлечено 10 млн кубометров грунта и горной породы, использовано 6 тыс. тонн рельсов и залито 170 тыс. кубометров бетона. Протяженность сооружения составила 50,5 км, 37,9 км из которых проходят на глубине 40 м непосредственно под дном Ла-Манша.

<p>Королева Великобритании Елизавета II во время празднования 20-летия Евротоннеля в 2014 году</p>
Фото: Anthony Harvey / WPA Pool / Getty Images

Королева Великобритании Елизавета II во время празднования 20-летия Евротоннеля в 2014 году

Торжественное открытие Евротоннеля произошло 6 мая 1994 года: королева Великобритании Елизавета II встретилась с президентом Франции Франсуа Миттераном в Кале, откуда они отправились на поезде в английский Фолкстон. Полноценное пассажирское сообщение запустили 14 ноября того же года, когда первый скоростной поезд оператора Eurostar, отправившийся со станции Лондон-Ватерлоо, прибыл на Северный вокзал в Париже, а затем последовал в Брюссель и Лилль. Теперь дорога из столицы Великобритании в столицу Франции стала занимать чуть больше двух часов. Сейчас стоимость одного билета в один конец начинается от €44 (4,3 тыс. руб. по нынешнему курсу).

На строительство тоннеля под Ла-Маншем ушли невероятные €15 млрд — вдвое больше первоначально утвержденного бюджета. А о первой прибыли оператор отчитался лишь в 2009 году — через 15 лет после окончания строительства.

Боязнь бешенства и проблема нелегальных мигрантов

Если до строительства Евротоннеля его противники боялись военного вторжения, то уже после его сооружения в британском обществе появились страхи другого характера. Одно из основных опасений было связано с возможностью распространения бешенства, вспышек которого в Великобритании не было с начала XX века. Предполагалось, что зараженные животные смогут попасть на остров из континентальной Европы через тоннель, хотя там предусмотрено множество специальных элементов, чтобы не допустить этого.

<p>Мигранты, пытающиеся проникнуть через Евротоннель в Великобританию</p>
Фото: ZUMAPRESS.com / Global Look Press

Мигранты, пытающиеся проникнуть через Евротоннель в Великобританию

Более масштабная проблема была связана с нелегальными мигрантами, которые в середине 2010-х регулярно пытались проникнуть на территорию Великобритании через Евротоннель. Выходцы в основном из Эфиопии, Эритреи, Судана и Афганистана буквально штурмовали вагоны, причем в некоторых попытках одновременно принимали участие до нескольких тысяч человек. Нередко это заканчивалось смертельными исходами, из-за чего в сообщении происходили значительные сбои. Проблема достигла таких масштабов, что оператор Евротоннеля даже обратился к правительствам Франции и Великобритании с требованием выплатить многомиллионную компенсацию за убытки, понесенные из-за миграционного кризиса.

Поделиться