Blockout 2024: за что в соцсетях блокируют знаменитостей

. Их образ жизни сравнивают с элитой Капитолия из «Голодных игр»

В соцсетях появилось движение Blockout 2024, призывающее к блоку знаменитостей

Обновлено 16 мая 2024, 11:41
Marleen Moise / Getty Images / Lions Gate Films / Columbia Pictures Corporation / Dawoud Abu Alkas / REUTERS
Фото: Marleen Moise / Getty Images / Lions Gate Films / Columbia Pictures Corporation / Dawoud Abu Alkas / REUTERS

Пока на Каннском кинофестивале в фокусе тем семилетие движения MeToo (из-за сопутствующих судебных разбирательств вокруг Романа Полански и Жерара Депардье), в соцсетях кипят другие страсти. Движение BlockOut2024 взбунтовалось против живущих беззаботной жизнью и безумно богатых инфлюенсеров и селебрити, собирающихся на роскошные церемонии и ивенты в умопомрачительных нарядах. А виновата во всем… Мария-Антуанетта.

«Мы дали им их площадку и известность. Пришло время вернуть это, забрав обратно наши внимание, лайки, комментарии, наши деньги» — таков общий смысл многочисленных тиктоков под хештегом #blockout и #digitine (в переводе — «диджитал-гильотина»), ставших цифровым трендом и движением, которое недалеко ушло от концепции «культуры отмены». Глобальная идея пользователей, которые отправляют знаменитостей в черный список, лишая красивых цифр в счетчике подписок, — заблокировать инфлюенсерам, актерам и музыкантам, не выражающим свою позицию по мировым проблемам, доступ ко всеобщему вниманию, которое позволяет им зарабатывать деньги на рекламе.

Все началось с бала Met Gala 7 мая, а точнее, с тикток-видео инфлюенсерши Хейли Бэйли (настоящее имя — Хейли Калил), оказавшейся в числе гостей мероприятия, вход на которое стоит $75 тыс. В видеоролике она в наряде Marc Bouwer делает липсинк фразы «Пусть едят пирожные» из фильма «Мария-Антуанетта» Софии Копполы, где эту же реплику произносит Кирстен Данст. Это случилось через два дня после заявления главы Всемирной продовольственной программы ООН Синди Маккейн о том, что на севере Газы начался «полномасштабный голод».

Видео Калил набрало более 20 млн просмотров (прежде чем блогер удалила его) и получило сотни репостов от возмущенных подписчиков, чей гнев побудил ее записать видео с извинениями (что ухудшило ситуацию).

Инициатором движения Blockout считают пользователя TikTok @ladyfromtheoutside, именно ее видео с призывом отобрать у инфлюенсеров внимание аудитории путем блокировки, получило больше 2 млн просмотров. Ей же приписывают термин «диджитал-гильотина», отсылающий к судьбе Людовика XVI и Марии-Антуанетты, которая якобы реально произнесла фразу «Пусть едят пирожные», повторенную Калил.

Азарт «TikTok-революции» захватил тысячи людей: появились публикации списков знаменитостей, достойных блокировки за то, что они якобы оторваны от реальности и никак не комментируют гуманитарную катастрофу в секторе Газа, Конго и Судане (именно эти три географические точки фигурируют в претензиях активистов). Фокус именно на этих регионах объясняется тем, что фото красной дорожки Met Gala распространялись по Сети одновременно с кадрами атакованного Рафаха в секторе Газа, боевых действий в Эль-Фашере и Северном Киву. Контраст роскоши нью-йоркской тусовки с трагедией на другой части света произвел на публику гораздо более сильное впечатление, чем эти явления могли бы по отдельности.

Дошло до того, что образ жизни блогеров, кинозвезд и музыкантов сравнили с образом жизни жителей Капитолия из «Голодных игр»: под видеороликами с Met Gala стали появляться комментарии «Я смотрю на это из Дистрикта 12».

Но не только пропалестинские активисты участвуют в «революции». Тиктокеры объясняют свой гнев тем, что молчание со стороны общественных деятелей, которые могли бы использовать свои платформы во благо, а не просто зарабатывать деньги, должно быть наказуемо. Блокировка аккаунтов селебрити помогает отключить их таргетированную рекламу, считают в организации по защите окружающей среды и социальной справедливости Slow Factory (пост в Instagram (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена): «Это массовый стимул к социальной ответственности со стороны всех участников сообщества, будь они знаменитостями или нет».

Многие возмутившиеся в соцсетях акцентируют внимание на том, что мир со времен пандемии изменился и теперь у общества есть запрос на искреннее включение в мировую повестку ключевых фигур цифрового пространства. В противном случае в селебрити демонстративно разочаровываются, публично осуждают их за оторванность от мировых проблем и демонстрацию финансового благополучия в ситуации, когда экономический кризис и инфляция заставляют людей жить от зарплаты до зарплаты, которая больше не покрывает базовых потребностей.

Хейли Калил, записавшая ролик с извинениями, открыла эту часть дискуссии. Заявив, что старалась своим видео «приблизиться» к элите, из которой состоит приглашенная в Метрополитен-музей публика, сама «элитой не являясь», она разозлила пользователей еще сильнее. Теперь ей разъясняют, что такое «нормальный человек», которым она себя называет, и что у нормальных людей не бывает 20 млн подписчиков в соцсетях и они не арендуют для жилья целый этаж в Сохо за $17 тыс.

Вспомнили и тему Met Gala — «Сад времени», вдохновением которой стал одноименный рассказ английского писателя Джеймса Балларда 1962 года. По его сюжету, граф и его жена живут в старом поместье, окруженном прекрасным садом с Цветами времени. Герои существуют вне времени и пространства, однако им постоянно угрожает толпа, подбирающаяся к саду с целью уничтожить его и разграбить. Избежать этого помогают цветы времени — стоит сорвать один, и обитатели поместья получают отсрочку. Параллели сюжета с якобы отстраненностью селебрити от гуманитарного кризиса фигурируют в «обвинениях».

После Калил другие знаменитости начали выкладывать свои ролики с хештегом #blockout2024 (под ним прячутся десятки тысяч постов о селебрити), записанные в скромной одежде и скромных интерьерах. Реакция на них — преимущественно насмешки.

Доцент Северо-Западного университета в Катаре Эдди Борхеса-Рэй, исследующий алгоритмы соцсетей, считает, что последствия диджитал-гильотины для селебрити минимальные. «Знаменитости в социальных сетях в значительной степени полагаются на высокую просматриваемость и вовлеченность подписчиков, которые помогают привлекать и поддерживать рекламные контракты», — объяснил он каналу Al Jazeera, добавив, что отписавшиеся просто перестают видеть посты в своей ленте, но контент знаменитостей может косвенно отображаться в их лентах благодаря алгоритмам соцсетей. Однако блокировка позволяет полностью отключить взаимодействие с аккаунтами селебрити, что снижает приоритетность их контента и делает менее заметными даже для тех, кто их не блокировал. Это может привести к падению дохода от рекламы.

«Мы им не нужны — это они в нас нуждаются», — гласят подписи под призывом заблокировать, например, Тейлор Свифт, чья история участия в благотворительности тянет на отдельную статью в «Википедии». На прошлой неделе сообщалось, что Тейлор Свифт потеряла около 300 тыс. подписчиков в TikTok.

В аккаунтах blockout2024 в соцсетях регулярно появляются списки проштрафифшихся звезд, которым уготована блокировка. В них, например, попали комик Эми Шумер, актеры Бен Стиллер, Зендея, Сидни Суини, Райан Гослинг, Адам Сэндлер и Крис Пайн, весь каст сериала «Друзья», израильская актриса Галь Гадот, семейство Кардашьян, певицы Рианна, Майли Сайрус и Билли Айлиш, рэперы Дрейк и Bad Bunny, модель Ирина Шейк и многие другие. Движение пересекло Атлантику и вдохновило сторонников во Франции, где также формируют списки общественных деятелей для блокировки.

Поделиться