Из чего сложилась дизельпанк-франшиза «Безумный Макс»

. Ее пятую часть, «Фуриосу», уже показали на Каннском кинофестивале

Как сложилась дизельпанк-франшиза «Безумный Макс»

Обновлено 31 мая 2024, 19:02
Kennedy Miller Mitchell / Warner Bros.
Фото: Kennedy Miller Mitchell / Warner Bros.

Рев моторов, песчаная пустыня и оголтелые банды головорезов, сражающиеся за топливо и жизнь в антиутопии будущего. Кажется, что это ключевые черты франшизы «Безумный Макс», но это лишь упрощение. На деле за ней стоит большая история, прямо влияющая на ее будущее.

Проект всей жизни австралийский режиссер Джордж Миллер развивает с завидным упорством. 15 мая на Каннском кинофестивале прошла премьера новой части серии — «Фуриоса: Хроники Безумного Макса», приквел «Дороги ярости» 2015 года. Уже 23 мая фильм выйдет в широкий прокат.

Пятая часть франшизы посвящена судьбе военачальницы Фуриосы, ребенком похищенной из матриархальной общины. В фильме девятилетней давности героиню играла Шарлиз Терон, в приквеле — Аня Тейлор-Джой.

Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина вспоминает, как вообще сформировалась киновселенная «Безумного Макса».

Вначале был Джордж Миллер

Чтобы понять, из чего соткана франшиза «Безумный Макс», важно разобраться в личности ее отца-основателя. Джордж Миллер — австралийский режиссер из семьи греческих эмигрантов. Странным образом в кино он попал через медицину — связывал свою жизнь с работой врача и трудился на скорой помощи.

Этот опыт в определенном смысле позже сформирует его авторский стиль: насмотревшийся на физические увечья режиссер к физической оболочке своих героев относится соответственно. В его картинах много грубого воздействия на тело человека, которое должно служить храмом души. Но в мире «Безумного Макса» эта красивая идея разрушается, что абсолютно уместно — как еще может выглядеть герой постапокалиптического мира, где жизнь ничего не стоит?

Работу в скорой помощи госпиталя Мельбурна Миллер совмещал с лекциями в местной киношколе, где познакомился с начинающим кинооператором и продюсером Байроном Кеннеди. Вместе они сняли короткометражную картину Violence in the Cinema, Part 1, впоследствии показанную на различных кинофестивалях и выигравшую ряд призов. По сути картина стала витриной для будущего творческого тандема. С ее помощью они могли собирать деньги (скромные даже по меркам конца 1970-х 350 тыс. австралийских долларов) на съемки своего полного метра — «Безумного Макса».

Но прежде чем сосредоточиться на особенностях культовой франшизы, важно напомнить, что Миллер — кинематографист универсальный. Помимо известной антиутопии на его авторском счету также анимационная дилогия «Делай ноги» (первый мультфильм принес Миллеру «Оскар» и премию BAFTA), демонически прекрасные «Иствикские ведьмы», основанная на реальных событиях драма «Масло Лоренцо» (номинация на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий), семейная сага «Бэйб: Четвероногий малыш» (шесть номинаций и одна победа на «Оскаре», «Золотой глобус»), сказочные «Три тысячи лет желаний» с Тильдой Суинтон, а также принесший Николь Кидман первую известность надрывный сериал «Бангкок Хилтон» (Миллер был продюсером).



В 2009 году Миллер был удостоен почетного французского Ордена искусств и литературы, а годом позже стал первым неамериканским режиссером, вошедшим в состав Общества создателей визуальных эффектов.

Перечисляя достижения Миллера, справедливо вспомнить и то, что ему по каким-то причинам реализовать не удалось. Например, в 2008 году из-за забастовки Гильдии сценаристов США и проблем с обеспечением налоговых льгот на съемках в Австралии так и не была снята «Лига справедливости смертных», которую должен был возглавить Миллер. Планировалось, что роль Бэтмена сыграет Арми Хаммер, Ди Джей Котрон рассматривался на роль Супермена, Адам Броди — на роль Флэша, Сантьяго Кабрера мог примерить образ Аквамена, а Меган Гэйл — роль Чудо-женщины.

Впоследствии Котрон сыграл супергероя Петро в двух «Шазамах!», Адам Броди в них же сыграл альтер эго Фредди Фримана, а Гэйл исполнила роль Валькирии в картине «Безумный Макс: Дорога ярости».

\

Как создавался культ Безумного Макса

«Безумный Макс» рожден из двух ключевых идей: автомобильной культуры в Австралии и последствий «нефтяного эмбарго» 1973 года, когда бензина в стране стало не хватать, цены подскочили, а автомобилисты дрались друг с другом в очередях на заправочных станциях.

На творческую рефлексию Миллера вдохновили статьи журналиста Джеймса МакКосленда. Будущий режиссер предложил ему вместе поработать над сценарием фильма, в котором были бы отражены перечисленные проблемы.

Миллера беспокоило, что власти продавали скоростные авто в большом количестве, хотя дороги в стране по большей части не были приспособлены для высоких скоростей. МакКосленд расширил эту идею, уведя ее из поля исключительно социальной: он предположил, что для автомобильных лихачей их транспортные средства — главная ценность, в определенном смысле определяющая всю их жизнь.

Так, было принято решение сделать историю в формате дизельпанк. Но реализовать замысел получилось не сразу. Вначале Миллер и МакКосленд придумали подростковую драму о безответственных водителях, из-за небезопасной езды которых главный герой фильма терял своих близких. Потом авторы переплавили историю в боевик о противостоянии автомобильных лихачей и полиции. А третьим вариантом стал сюжет, главным героем которого оказался один из гонщиков-злодеев.

Миллер настаивал на необходимости перенести историю в будущее, истощенное культурой потребления. Придерживающийся теории «пика нефти» геофизика Кинга Хабберта (она предполагает, что мировая добыча нефти как невозобновляемого ресурса, достигнув своего пика, приведет к необратимому спаду, что болезненно отразится на всех сферах жизни) МакКосленд подхватил эту идею. Он предложил нарисовать гнетущий образ будущего, в котором автомобили — это и дом, и транспорт, и орудие защиты для людей в постапокалиптическом мире.



Работа над этой версией сценария заняла 14 месяцев, а съемки — около трех. Постпродакшен длился почти год — во многом из-за дефицита финансирования и необходимости создателей фильма доводить его до ума буквально на коленках.

Монтаж и работа над звуком велись в доме Миллера. Пока он монтировал материал на кухне, продюсер Байрон Кеннеди вычищал и сводил звук. К слову, всех актеров, включая Мэла Гибсона, пришлось переозвучить, потому что дистрибьютор переживал, что американская публика не поймет их сильный австралийский акцент. Вернуть оригинальное озвучивание картине удалось лишь в 2000 году в переиздании фильма.

С актерами тоже получилось интересно. Мэл Гибсон попал в проект по чистой случайности — как это часто бывает, он пришел на кастинг поддержать друга. Выглядел он неважно: накануне ночью подрался с кем-то в баре и лицо его было желто-зеленого цвета от побоев.

Кастинг-директор попросил его прийти снова и попробоваться на роль дорожного хулигана, фильму как раз были нужны колоритные артисты. Гибсон вернулся, но утвердили его сразу на роль Макса. Неопытность молодого актера (а играет в фильме Гибсон отнюдь не на том уровне, по которому мы привыкли оценивать его актерский талант) отразилась и в продолжении серии. Во второй части «Безумный Макс: Воин дороги» у героя Гибсона набирается не более 20 реплик за весь фильм, так ему было проще справиться с ролью. Впоследствии эта немногословность героев продолжилась и в «Дороге ярости», и в «Фуриосе».

«Воин дороги» снимался с большим азартом (бюджет фильма сильно возрос — до 4,5 млн австралийских долларов), но и с сильным страхом провала. «Создание «Безумного Макса» было для меня очень неприятным опытом. У меня не было абсолютно никакого контроля над конечным продуктом, но было сильное желание сделать продолжение. Я чувствовал, что мы могли бы лучше справиться со вторым фильмом», — рассказывал Миллер, которого после первого фильма заманивали снять картину «Рэмбо: Первая кровь», а он отказался.

Набравшись опыта на первой картине, к созданию второй Миллер подошел со всей ответственностью. Вдохновленный трудами Джозефа Кэмпбелла и его «Тысячеликим героем», работами Карла Юнга и фильмами Акиры Куросавы, Миллер взял в соавторы сценариста Терри Хейза и задал себе высокую планку. «Воин дорог» получился успешным и заработал в мировом прокате $36 млн. Не $100 млн, как первая часть, но все еще прибыльно. Столько же собрала и заключительная часть оригинальной франшизы.



Третья лента, «Безумный Макс: Под куполом грома», которую сам Миллер не очень хотел снимать (но сдался под давлением продюсеров и фанатов франшизы), вдохновлена «Повелителем мух» Уильяма Голдинга. Роман исследует поведение общества в миниатюре: группа детей, оказавшись на острове, устраивает ожесточенное сражение за власть, у кого власть — у того и сила. Но произведение Голдинга не единственная литературная отсылка фильма. Например, наказание, которое выпадает Максу после боя в «куполе грома», называется «ГУЛАГ».

Впервые о продолжении франшизы Миллер задумался в начале нулевых. Тогда предполагалось, что в картине снимется Хит Леджер и сыграет сына Макса. Съемки планировались в Намибии в 2003 году, но из-за политической обстановки проект был сперва перенесен, а следом вовсе закрыт.

Иначе могла выглядеть и «Дорога ярости» 2015 года. Первоначально на роль Макса рассматривали Джереми Реннера. Звезда «Мстителей» даже успел сняться в нескольких тестовых видео с Зоей Кравиц, но выбыл из проекта, уступив место Тому Харди. В числе консультантов картины была писательница и драматург Ив Энслер, написавшая «Монологи вагины». Она помогла Миллеру точнее и интереснее разработать женских персонажей фильма.

К слову, «Безумный Макс: Дорога ярости» первый и на данный момент единственный фильм франшизы, получивший оскаровскую номинацию в категории «Лучший фильм». А еще он стал самым прибыльным фильмом серии: обойдясь в производстве в $150 млн, в мировом прокате он заработал почти $400 млн.

Достижения Макса

У первого «Безумного Макса», породившего ревущую моторами франшизу, был витиеватый путь к успеху. Например, фильм запретили к показу в Новой Зеландии, потому что местное Министерство культуры рассмотрело в картине «нежелательный контент». В прокат ленту выпустили только в 1981 году.

Но, несмотря на финансовые и творческие трудности, первый фильм стал сенсацией и даже попал в Книгу рекордов Гиннесса по наивысшему соотношению прибыли и бюджета. Производственная стоимость «Безумного Макса» составляла 300 тыс. австралийских долларов, а мировой прокат принес авторам $100 млн. Этот рекорд держался за картиной вплоть до 2000 года, пока на экраны не вышла псевдодокументальная «Ведьма из Блэр» (ее бюджет был $60 тыс., а заработок — почти $250 млн).

Влияние «Безумного Макса» выходит далеко за пределы сферы кино — проект давно стал важной частью массовой культуры.

По его мотивам создаются комиксы, стиль копируют или пародируют в музыкальных клипах, и им же вдохновлены компьютерные игры. Но этим список не ограничивается. С 2010 года в пустыне Мохаве (Калифорния) проводится трехдневный фестиваль в тематике «Безумного Макса» Wasteland Weekend. Там действует обязательный дресс-код: участники должны быть одеты в постапокалиптические костюмы в стиле «Безумного Макса».

Дороге ярости нет конца

В мировой прокат на всех скоростях и с неудержимой энергией врывается «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» — сольная часть франшизы, посвященная становлению героини-воина Фуриосы (Аня Тейлор-Джой), похищенной бандой водителей (их предводителя сыграл загримированный Крис Хемсворт).

Мировая премьера фильма в Каннах и первые восторженные отзывы критиков доказывают, что 79-летний Джордж Миллер вновь на железном коне.

Режиссер не намерен сбавлять обороты — пока без точной даты, но уже заявлен новый фильм франшизы, «Безумный Макс: Пустошь», за которым вновь закреплен Том Харди. Подробностей о сюжете или хотя бы общем концепте проекта на данный момент нет. Но в одном можно быть уверенными точно: сохраняющий отличную профессиональную форму Миллер устроит нам незабываемую поездку.

Поделиться
Авторы
Теги