В Испании с помощью земляных червей нашли скрытые антибиотики в почве

. Из почвы вещества попадали не только в простейшие организмы, но и в овощи

В Испании с помощью земляных червей нашли в почве скрытые антибиотики

Обновлено 24 мая 2024, 13:12
New Africa / Shutterstock / FOTODOM
Фото: New Africa / Shutterstock / FOTODOM

Испанская исследователь Иранцу Вергара, сотрудница Университета Страны Басков (UPV/EHU), разработала новый метод обнаружения антибиотиков в овощах с помощью дождевых червей. Об этом говорится на сайте университета. Массовое использование противомикробных препаратов в лечении людей и животных привело к тому, что эти вещества появились в неожиданных образцах окружающей среды, пояснила ученый.

Лекарственные средства, которые не полностью метаболизируются в организме, попадают в окружающую среду различными путями (например, с отходами жизнедеятельности, осадком канализационных вод, используемым в качестве удобрений, и т. д.), вымываются в почву и могут в конечном итоге оказаться в сельскохозяйственных плодах. А также в дождевых червях, которых и изучили в испанской лаборатории.

Вергара разработала два новых аналитических метода, способных одновременно обнаруживать широкий спектр антибиотиков и их производных на очень низких уровнях. Как пояснила исследователь, «лекарства могут выводиться в исходном виде или трансформироваться после метаболизма (претерпев определенные изменения в организме). Более того, это очень чувствительные соединения, которые под воздействием температуры, влажности, света могут очень легко разлагаться и трансформироваться в окружающей среде». Ей удалось достичь довольно низких пределов обнаружения минимальных концентраций антибиотиков в окружающей среде.

Исследование выявило накопление противомикробных препаратов в организме червей в виде ранее не зарегистрированных продуктов трансформации этих препаратов. Эти же вещества обнаружились в местных овощных культурах. Результаты подтвердили: из почвы антибиотики впитываются в фермерский урожай.

Причиной исследователь назвала то, что на водоочистных станциях в настоящее время нет полностью эффективных средств очистки для удаления остатков лекарств, и эту воду часто используют для орошения полей и садов. Параллельно с этим есть и другая сторона проблемы: поскольку в окружающую среду постоянно поступает большое количество противомикробных препаратов, бактерии привыкают к сосуществованию с ними и вырабатывают устойчивость.

Анализ земляных червей в местной почве станет дополнительным способом установить, насколько безопасна земля для выращивания и могут ли продукты распада антибиотиков оказаться в плодах.

А недавно другие черви, не дождевые, а круглые, помогли ученым Токийского университета найти наличие «индивидуальности» в самом простом мозге. Японцы измерили нейронную активность каждой клетки, составляющей примитивный мозг, в области головы круглых червей, а потом обобщили данные с помощью компьютерного моделирования. Червей поместили в микрожидкостный чип — крошечное устройство, предназначенное для того, чтобы черви могли «покачиваться» вперед и назад, находясь при этом в поле зрения объектива. Затем с помощью конфокального микроскопа ученые засняли, как нейроны реагировали на изменения среды. Оказалось, что нейроны разных особей реагировали по-разному.