Что такое СВ и чем он отличаются от купе

. Схемы и фото вагонов
Обновлено 26 июня 2024, 15:43
Проводница в образце вагона СВ с обновленным интерьером на стенде РЖД на XVII Международном форуме «Транспорт России». 11/2023
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Проводница в образце вагона СВ с обновленным интерьером на стенде РЖД на XVII Международном форуме «Транспорт России». 11/2023

Вагоны СВ курсируют в составе российских поездов почти 100 лет. От первоначальной задумки в наши дни такие спальные места не сильно отличаются. Это по-прежнему комфортное купе для двух пассажиров. Но оснащение, дизайн и уровень услуг изменились сильно. Разбираемся, что такое СВ, какие классы есть и насколько выгодно ехать в СВ, а не купе.

Что такое СВ

СВ — это спальный вагон пассажирских поездов дальнего следования повышенного комфорта и с дополнительными услугами. Очевидное отличие СВ от других классов в количестве мест — их всего два. Такие салоны есть как в одноэтажных, так и в двухэтажных поездах. Чаще их включают в фирменные и скорые составы, но по сравнению с другими классами в поезде вагонов СВ заметно меньше — один, два или три на весь состав.

Купить билет в СВ можно на разные направления. Главные из них — маршруты, связывающие крупные города, например Москву и Санкт-Петербург, а также популярные сезонные — в основном южные. Вагоны СВ курсируют в составе фирменных поездов Москва — Анапа, Москва — Симферополь, Москва — Казань, Москва — Краснодар и других.

Интересный факт: в России вагоны СВ впервые появились на поезде «Красная стрела» — фирменном экспрессе между Москвой и Петербургом [1]. Его запустили в 1932 году, тогда же одному из начальников «Стрелы» пришла идея убрать в купе верхние полки, оставив только нижние. На их место повесили зеркала и светильники. В итоге задумка пришлась по душе советскому руководству железных дорог и спальные вагоны (СВ) стали появляться на других направлениях.

Как выглядит СВ

Места СВ всегда расположены в отдельном вагоне. Его компоновка выглядит так: для стандартного одноэтажного до восьми купе СВ или 18 в двухэтажном [2]. Таким образом одновременно в одном спальном вагоне могут ехать от 16 до 30 человек в зависимости от поезда. Для сравнения, в обычном купейном вагоне, где по четыре места, общее число пассажиров вдвое больше.

СВ — это купе закрытого типа, то есть с дверью. Внутри, как правило, две нижние полки (напротив друг друга), в некоторых поездах они установлены только по одной стене, то есть одна над другой [3]. Оснащение и дизайн вагонов СВ различаются по материалам, цветовой схеме и декору. Как правило, в интерьере салона СВ преобладает текстиль и мягкая обивка. Последняя есть у сидений и спинок пассажирских диванов. Что входит в оснащение вагона и купе СВ:

  • складывающийся столик между нижними полками;
  • зеркала;
  • текстильные шторы на окнах, скатерть;
  • крючки и плечики для одежды, также могут быть закрытые небольшие шкафы;
  • полки для ручной клади, отсек для чемоданов;
  • индивидуальные светильники у изголовья спального места;
  • розетки для каждого пассажира на 220V и USB-разъемы;
  • сейф;
  • кулер с холодной и горячей водой на вагон;
  • кнопка вызова проводника;
  • телевизор;
  • кондиционер.

Полки в вагонах СВ, как правило, чуть шире плацкартных и купейных. Точные габариты варьируются от типа поезда и могут быть до 190 см в длину и более 83 см в ширину [4], [5]. Отдельно существует компоновка с нижней полкой, напоминающей небольшую кушетку. Она раскладывается в полноценное спальное место.

Набор услуг и уровень комфорта в СВ отличается от класса и направления поезда. Например, в большинстве вагонов общий санузел по типу био (работающий на остановках), дополнительно может быть душевая. Чуть реже купе СВ оборудуют индивидуальными раковинами. Например, личные умывальники есть в классе СВ одного экспресса Москва — Петербург [6].

Услуги в вагоне СВ (варьируются на разных направлениях, видах поездов и классах билетов СВ):

  • комплект постельного белья;
  • гигиенический дорожный набор;
  • полотенца;
  • питание;
  • пресса;
  • возможность индивидуальной настройки кондиционера;
  • доступ к мультимедийным сервисам и Wi-Fi;
  • смарт-ключ для запирания двери;
  • увеличенная норма багажа;
  • возможность провоза животных;
  • доступ в зону отдыха на вокзале отправления или прибытия;
  • заказ трансфера.

Классы СВ

У билетов СВ есть несколько классов. Для обозначения используют цифру и букву. Между собой они отличаются набором услуг, оснащением спального купе и стоимостью. Информацию о классе СВ можно увидеть при выборе и бронировании билета, в том числе на сайте перевозчика. Она высветится при наведении курсора на конкретное место. Классы СВ и их отличия [7]:

  • — СВ премиального класса, уровня бизнес. Оно предназначено только на одного пассажира, хотя спальных мест в нем два. Другими словами, СВ класса 1Б можно выкупить только полностью. Пассажирам доступны практически все услуги (могут отличаться у разных перевозчиков), в том числе посещение VIP-зала на станции отправления. Например, на некоторых направлениях в СВ 1Б будут [6]: диван увеличенной ширины, телевизор, доступ к Wi-Fi и индивидуальная раковина;
  • — во многом аналогичен предыдущему с той разницей, что в таком СВ можно выкупить только одно место. Но в зависимости от поезда при выборе билета есть возможность выбрать его тип — мужское или женское (эта опция доступна и для купейных вагонов). В услуги класса СВ 1Э может входить [8]: увеличенная норма багажа, доступ к мультимедийному комплексу перевозчика, включая фильмы, книги и прослушивание музыки;
  • — еще одно обозначение СВ повышенного класса комфортности. В таком купе две полки, обе нижние — напротив друг друга. В вагоне работает общий кондиционер, в купе для каждого пассажира предусмотрены розетки, есть телевизор. Дополнительно в стоимость билета СВ 1Т входит белье, завтрак, чай, бутылка воды и дорожной набор;
  • — это вагоны СВ с кондиционером и биосанузлом. Из удобств, которые включены в стоимость поездки: постельное белье и дорожный набор. В ряде поездов в этом классе разрешен провоз животных при условии выкупа двух мест в СВ;
  • — практически аналогичен уровню комфорта и набор услуг классу 1Ф. Единственное отличие — провоз животных в таких вагонах запрещен;
  • — это купе, в котором спальные места расположены друг над другом [6]. Из удобств, которые доступны изначально, — общий кондиционер, спальные принадлежности и возможность провоза животных. За все остальное сверх этого перечня придется заплатить отдельно;
  • 1Л и 1Д — два класса СВ, которые не отличаются широким набором дополнительных услуг. По большому счету это двухместные купе с улучшенным дизайном в малолюдном вагоне. В данном классе из удобств, которые включены в стоимость, — постельное белье, кондиционер и санузел, причем не всегда био.

Сколько стоит билет в СВ

Стоимость места в вагоне СВ выше аналогичного билета в купе. В среднем цена начинается от 10 тыс. руб. для одного человека. Но при определенных обстоятельствах она будет существенно выше.

Цена на билеты СВ, как и некоторые другие, зависит от сезона, направления, дня недели, количества проданных мест и спроса. Такой подход в ценообразовании называется динамическим. Он работает в обе стороны, поэтому купить СВ по выгодной цене вполне реально. В компании РЖД советуют делать это заблаговременно. Сегодня на большинство поездов приобрести билет можно за 90 или даже за 120 суток до отправления. Но делать это сразу на старте не советуют. Как правило, в первый день продаж цена на билеты самая высокая [9], [10]. То же касается последних суток, предшествующих отправлению: чем меньше дней осталось до отправления, тем выше цена.

Пример разницы в стоимости билетов СВ в одном и том же поезде. В первом случае билет на 1 июля 2024 года (с покупкой в конце июня), во втором — почти за месяц, с датой отправления 31 июля.

Что входит в стоимость билета СВ

Набор услуг, доступных пассажирам класса СВ, отличается как от купе, так и высшей категории люкс. В цену билеты всегда включено постельное белье, дорожный набор, пресса. Некоторые другие услуги в зависимости от типа поезда и компании-перевозчика могут варьироваться. Что может входить в стоимость билета СВ.

1. Постельное белье

Это стандартный набор из простыни, пододеяльника и наволочки. Однако качество белья в СВ заметно лучше, чем в купе или плацкарте. Такие постельные принадлежности более плотные и мягкие, чем-то напоминающие белье в гостиницах. Кстати, по правилам железных дорог сдавать белье проводнику пассажиры не обязаны. Работники поезда соберут его самостоятельно.

2. Питание

Заказать питание в поезде можно почти в любом классе, но в СВ это услуга уже включена в стоимость. Впрочем, есть нюанс. Не на всех поездах и направлениях предложат полноценный трехразовый рацион. Чаще в цену билета входит какой-то один прием пищи. Его можно определить заранее при покупке билета либо это будет фиксированная услуга. Количество рационов, входящих в билет, указывают на документе: У1, У2, У3 и т.д., где цифра — число рационов [7]. Например, это может быть завтрак с холодной закуской, второе блюдо на выбор, питьевая вода, чай или алкогольный напиток (последние в некоторых поездах доступны только до 16:00). На выбор также есть детское и вегетарианское меню.

3. Дорожный набор

Это полезные мелочи, которые часто предлагают постояльцам гостиниц или пассажирам бизнес-класса самолетов. В стандартный набор входят: тапочки, зубная щетка и паста, мыло, рожок и крем для обуви. В некоторых поездах наборы разделены на женские и мужские, они упакованы в компактные косметички, которые можно использовать после. Например, в дамский дорожный набор добавлены пилка для ногтей, ватные диски, а у мужчин бритвенный гель и станок.

4. Багаж

Правила провоза багажа едины для всех типов вагонов — это ручная кладь, включая чемоданы, и габаритные предметы, например спортивный инвентарь или большая техника. Вещи, которые провозят в купе, не должны превышать 180 см в сумме измерений ширины, длины и высоты. Также есть ограничения по весу — до 36 кг для купе и до 50 кг в салоне СВ [11]. Большие вещи сдают в специальное багажное купе.

5. Душ и туалет

В СВ уборные чаще всего общие на вагон. Но их может быть больше, например три. В современных поездах в большинстве случаев это автономные биосистемы, которые работают на остановках. Тем не менее даже в СВ может попасться старый аналог — об этом будет написано на билете.

В ряде поездов для пассажиров предусмотрен свой душ в вагоне. Индивидуальные раковины в купе СВ есть не везде, но и такое встречается. Свой санузел и душевая доступны только пассажирам класса люкс [12].

6. Кондиционер

В поездах система кондиционирования общая на вагон. Настройки температуры автоматические по нормативам с учетом сезона [13]. Поэтому в большинстве вагонов пассажиры едут в одном микроклимате, и не всем он подходит. В некоторых СВ предусмотрена индивидуальная настройка кондиционера. Это удобно, так как можно убавить силу обдува, если покажется, что слишком холодно.

7. Доступ к Wi-Fi и мультимедиа

Эта опция распространяется только на класс СВ и выше. Для просмотра кино в таких вагонах предусмотрен телевизор. Впрочем, перевозчик оговаривает, что доступ к интернету может быть не везде, а скорость ограничивается числом подключенных пользователей. В мультимедийной библиотеке для просмотра есть разные фильмы, но смотреть вещание в прямом эфире не выйдет.

8. Трансфер и бизнес-зал

Билет СВ на руках в зависимости от класса открывает доступ в зону ожидания повышенной комфортности [14]. Это своего рода аналог бизнес-залов в аэропортах, только на вокзале. Нюанс в том, что о посещении зала перевозчика необходимо уведомить заранее. Кроме того, не на всех вокзалах он может быть в принципе. Иногда в цену СВ включен трансфер, например с места прибытия. Заказывают услугу также заранее.

Плюсы и минусы СВ

У СВ есть ряд очевидных преимуществ, но есть и минусы. На практике многое зависит от класса билета, а также личных предпочтений.

Плюсы

  • Уединение. В купе СВ может ехать как одному, так и вдвоем со знакомым, родственником или партнером по работе. Больше никто не подсядет. Кроме того, в таком вагоне в принципе меньше людей, для кого-то это может быть важным.
  • Комфорт. Многие из вещей ежедневного обихода уже включены в стоимость. Можно не беспокоиться, если вдруг забудешь зубную пасту или мыло в поездку.
  • Удобства. СВ в принципе оборудовано лучше, чем обычные купе. Это может быть важным для тех, кто привык путешествовать с комфортом.

В 2023 году «дочка» РЖД показала дизайн нового вагона СВ с концепцией объединенного купе. Между двумя отдельными спальными отсеками установили дверь, которую при желании можно заблокировать либо открыть и попасть в соседнее купе. Это удобно для путешествующих семей или больших компаний.

Минусы

  • Стоимость. Цена на СВ выше, чем проезд в купе. В пики спроса она может отличаться от базовых мест в несколько раз.
  • Мало мест. Вагонов СВ изначально меньше в составе, поэтому свободные места могут заканчиваться быстрее.
  • Разное оснащение. Несмотря на то что некоторые услуги стандартны для СВ, набор конкретных удобств варьируется не только по классам, но и у разных компаний. Пассажирскими железнодорожными перевозками в России занимаются несколько операторов, например ФПК и «Грандтрейн». Оснащение СВ и включенные в стоимость услуги у них могут быть разными [15]. Дополнительно различия будут по виду поездов и направлениям. Таким образом, покупая СВ одного и того же класса, можно получить немного отличные услуги.

Стоит ли брать СВ

Однозначного ответа на вопрос, стоит ли покупать СВ, нет. Все очень индивидуально и зависит как минимум от бюджета. Но, например, на дальние расстояния путешествие в двухместном купе с комфортом выглядит неплохой идеей. Кроме того, если в семье есть ребенок до пяти лет, то покупка СВ целиком может оказаться если не выгоднее, то сопоставимой с приобретением всех четырех мест в купе.

Например, семья с ребенком до пяти лет (можно перевозить на своем месте) покупает билеты на поезд 020У «Мегаполис» Москва — Санкт-Петербург, дата отправления 15.07.2024. В поезде есть купейные вагоны и СВ. Допустим, что семья хочет ехать отдельно: для этого нужно выкупить все купе или приобрести СВ. В этом случае стоимость билетов будет сопоставима.

Поделиться
Авторы
Теги