«Черный пес» и «Сидони в Японии»: обзор фильмов фестиваля «Зеркало»

. Из Иваново картины отправятся в российские кинотеатры

Вышла рецензия на конкурсные фильмы фестиваля «Зеркало» в Иваново

Обновлено 03 июля 2024, 09:58
Изабель Юппер и Аугуст Диль. Кадр из фильма «Сидони в Японии»
Фото: Paramount Pictures

Изабель Юппер и Аугуст Диль. Кадр из фильма «Сидони в Японии»

В Иваново завершается 18-й международный фестиваль кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского». Кинокритик и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев рассказывает о двух фильмах конкурсной программы — «Черный пес» и «Сидони в Японии». События в них разворачиваются в Азии, а важную роль играют темы притяжения и возможности положиться на друга.

«Черный пес»

Режиссер: Гуань Ху

Производство: Китай

Участник программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля (главный приз),
обладатель Гран-при жюри Palm Dog (пес Синь)

Несколькими годами ранее режиссер снял патриотический блокбастер «Восемь сотен», ставший хитом мирового проката в ковидном 2020-м (картина собрала $461 млн). Можно сказать, что кинематографические пути Гуань Ху неисповедимы: то военный экшен с кучей спецэффектов, то аскетичная драма о том, что человек собаке друг.

События «Черного пса» разворачиваются в провинциальном городке на краю пустыни Гоби. Молчаливый и хмурый Лан возвращается домой после восьмилетнего срока в тюрьме за убийство. Дома ждет отец-алкоголик, едва способный ухаживать за мини-зоопарком, да криминальный авторитет, который точит зуб на Лана — именно он когда-то убил его племянника. Парень устраивается работать в бригаду по отлову бездомных собак и привязывается к тощему черному псу, который, если верить сообщениям на радио, является переносчиком бешенства.

Камера фиксирует каждый сантиметр живописных, бескрайних просторов Китая. В широкоугольном объективе и люди, и собаки, бегающие вдоль домов и дорог, — крошечные и неважные создания. Хмурый Лан и черный пес — два одиночества, против которых ополчился весь мир. Им остается только поддерживать друг друга.

Рождение крепкой дружбы между собакой и человеком происходит на фоне подготовки китайских властей к проведению Олимпиады в Пекине в 2008-м. Безымянный городок на краю пустыни готовится к джентрификации: небольшой зоопарк с дикими животными будет ликвидирован, обветшалые дома сотрут с лица земли, а местное население, лишенное собственности, перевезут со временем в многоквартирные высотки-муравейники. Старый Китай с его консерватизмом, духовностью и традициями утрачивается с каждым днем.

«Сидони в Японии»

Режиссер: Элиз Жирар

Производство: Франция, Германия, Швейцария, Япония

Участник программы «Дни Венеции» Венецианского кинофестиваля

Сидони (Изабель Юппер) собирает красный чемодан в большую поездку — у знаменитой писательницы книжный тур по Японии. Незадолго до поездки она потеряла любимого мужа: оба попали в автокатастрофу, однако Сидони удалось выжить, а Антуан (Аугуст Диль, звезда «Мастера и Маргариты») скончался. Аэропорт, самолет, Токио — и вот уже заботливый издатель Кэндзо Мидзогути (Цуёси Ихара) встречает писательницу у гейта.

«Сидони в Японии» — третий полнометражный игровой фильм Элиз Жирар. В очередной раз французская поклонница артхауса изучает отношения мужчины и женщины. Синефилией был пропитан ее дебют «Бельвиль — Токио», диалог поколений возникал во второй картине «Странные птицы». В новом фильме Жирар затрагивает и тонкости переживания горя, и разницу культур. Сидони в кадре то подвисает в диалоге с японскими журналистами, то попадает в абсурдные ситуации из-за незнания языка и местных обычаев. Драматично-комедийные качели работают отменно, а мягкие сантименты и культурно-языковые контрасты (на них базируется большая часть шуток) добавляют картине самобытности.

Книжный тур сближает Сидони с обаятельным, пусть и женатым издателем. Вероятно, в мире Элиз Жирар работает тезис «Все, что было в Японии, остается в Японии». Чувственная связь героев Изабель Юппер и Цуёси Ихара — лишь вопрос времени. Правда, неспособность отпустить погибшего супруга позволяет персонажу Аугуста Диля материализоваться в самых необычных местах: он появляется у дверей лифта, на котором едет Сидони, в ее гостиничном номере и в салоне такси, накаляя взаимоотношения писательницы с издателем. Диль выглядит как Патрик Суэйзи в «Привидении» Джерри Цукера: актера будто сняли в одной локации и «вклеили» в другую.

«Черный пес» и «Сидони в Японии» выйдут в российский прокат 25 июля.

Поделиться
Авторы
Теги