Погубивший динозавров астероид привел к появлению новых видов птиц

. Они получили новые возможности для развития после глобальной катастрофы

Science Advances: в геномах птиц обнаружены следы вымирания динозавров

Обновлено 01 августа 2024, 12:38
Фигура птеродактиля в тематическом парке
Фото: Ilya Andriyanov / Shutterstock / FOTODOM

Фигура птеродактиля в тематическом парке

Группа исследователей из США и Великобритании впервые обнаружила следы вымирания динозавров в геномах современных птиц. Ученые выявили 17 значительных изменений в молекулярном составе ДНК птиц. Из них 15 изменений произошли в течение первых 5 млн лет после массового вымирания, вызванного падением астероида. Об этом сообщает Popular Science со ссылкой на Science Advances.

По данным ученых, сегодня на Земле обитает от 10 тыс. до 18 тыс. видов птиц. Почти все это разнообразие появилось после последнего крупного вымирания в результате падения астероида 66 млн лет назад.

До сих пор было загадкой, почему эволюция птиц произошла столь быстро после падения метеорита. Используя новейшие статистические модели, ученые смогли обнаружить закономерности в последовательностях ДНК, которые ранее оставались незамеченными.

Ключевым моментом исследования стало использование компьютерных моделей для анализа частичных образцов генома 198 современных видов птиц. В сочетании с данными окаменелостей это позволило ученым реконструировать историю эволюционных переходов и обнаружить «геномные окаменелости» — изменения в ДНК, которые произошли в результате вымирания.

Одной из интересных находок исследования стало то, что после вымирания птицы стали меньше по размеру, а их птенцы — менее самостоятельными при появлении на свет и дольше зависели от родительской заботы. Более ранние исследования показывали, что зависимые от родителей птенцы развиваются и растут быстрее. Это может быть ключом к повышению репродуктивного успеха на протяжении поколений.

Также было выявлено, что птицы начали активно поедать семена, которые после падения астероида оставались потенциальным источником пищи. Птицы выжили и диверсифицировались благодаря своей способности использовать ресурсы, недоступные другим.

Исследователи считают, что в результате глобальных катастроф, подобных тем, что случилась 66 млн лет назад, выжившие организмы получили новые возможности для развития и смогли занять пустующие экологические ниши.

Ранее ученые выяснили, что массовое вымирание динозавров могло сыграть ключевую роль в распространении и процветании винограда. Американские исследователи описали окаменелые семена винограда, датируемые периодом от 60 млн до 19 млн лет назад. Их нашли в 2022 году в Колумбии, Панаме и Перу. Исследователи считают, что, когда большие динозавры бродили по лесам, они валили деревья, сохраняя более низкие растения открытыми. После вымирания динозавров тропические леса в современной Южной Америке стали более густыми, что создало благоприятные условия для вьющихся растений.