«Служебный роман» смотрели все, а эти 5 фактов мало кто знает. Они удивят

. Легендарная картина стала лидером проката 1978 года
Обновлено 26 августа 2024, 10:20
Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков, кадр из фильма «Служебный роман»
Фото: Киноконцерн «Мосфильм» / YouTube

Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков, кадр из фильма «Служебный роман»

Премьера трагикомедии Эльдара Рязанова «Служебный роман» состоялась в 1977 году. Проект стал лидером проката 1978 года — после премьеры ставшую культовой ленту посмотрели 58 млн человек. Фильм разобрали на цитаты: «Когда-то ее выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно», — лишь одна из фраз, ушедших в народ.

Герои ленты — сотрудники московского «статистического учреждения». В центре отношения директора заведения Людмилы Калугиной (Алиса Фрейндлих) и скромного рядового служащего Анатолия Новосельцева (Андрей Мягков), который решил «приударить» за строгой начальницей в надежде на повышение и влюбился в нее. Рассказываем о любопытных фактах, связанных с созданием классики советского кино.

Драматическая подработка

Фильм был снят благодаря пьесе «Сослуживцы» Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Драматурги работали над текстом всего 22 дня. Рязанов утверждал, что их с Брагинским «герои буквально вели за ручки», так сильно авторов увлекла история отношений Калугиной и Новосельцева. Впрочем, за производственную мелодраму сценаристы взялись по вполне прозаической причине: им хотелось подзаработать — они и не думали, что вскоре произведение приобретет столь большую известность.

Рязанов: «Мы этого не сочиняли»

Постановки по пьесе шли более чем в сотне театров, на одну из них авторы «Сослуживцев» попали инкогнито. Они купили билеты на показ Псковского театра драмы, приехавшего на гастроли в Ригу. Администрацию театра авторы пьесы о визите не предупредили.

«Смысл наших фраз был насильственно запихнут в стихотворный размер. Доверчивая публика сидела как ни в чем не бывало, думая, что так и положено. Захотелось вскочить, прервать спектакль, заорать, что мы этого не сочиняли. Но мы не посмели решиться на такой поступок! Мы вжались в кресла, стараясь сделаться поменьше, и покорились печальной судьбе», — сокрушался Эльдар Рязанов в мемуарах «Неподведенные итоги» (цитата по mos.ru) по поводу постановки.

Удачным оказался спектакль в Театре имени Маяковского, режиссером был дебютант Борис Кондратьев. После оглушительного успеха постановки вышла телеверсия «Сослуживцев». Она так не нравилась Рязанову, что он решил снять свой вариант пьесы.

Авария с «Союзпечатью»

Олег Басилашвили мечтал сыграть Новосельцева в «Служебном романе», но убедить Рязанова отдать ему эту роль не сумел. В итоге он воплотил образ Самохвалова, и это одна из самых ярких работ в фильмографии актера.

В фильме есть сцена, в которой персонаж Басилашвили хвалится авто. Артисту нужно было проехать всего несколько метров, чтобы отснять кадры, но машину он водить умел, и уроки с инструктором не помогли ему избежать ошибки: актер перепутал педали газа и тормоза и въехал в киоск «Союзпечати».

Модильяни и Ахматова

В квартире Калугиной можно заметить репродукцию Амедео Модильяни «Девушка в матроске». У итальянского экспрессиониста был роман с российской поэтессой Анной Ахматовой, и это она изображена на картине. Возможно, Рязанов хотел так намекнуть, что строгая начальница в исполнении гениальной Алисы Фрейндлих тоже мечтает о страстной любви.

Скрыться от Лукашина

Зрители знали Андрея Мягкова по образу Евгения Лукашина из еще одной популярной картины Рязанова — «Ирония судьбы, или С легким паром!». Впрочем, в «Служебном романе» от Лукашина не осталось и следа — Мягков снимался с накладными усами и в очках в крупной оправе.

Преобразиться ради роли предстояло и Алисе Фрейндлих. Ее героиню подчиненные за глаза называют «мымра». Чтобы передать такой характер на экране, режиссер и актриса долго искали подходящие вещи. Например, мешковатые юбки и пиджаки нашли в костюмерных «Мосфильма». Плюс оператор Владимир Нахабцев принес старые очки отца — они и стали финальной деталью в образе «мымры».

Поделиться
Авторы
Теги