Ученые вырастили стволовые клетки искусственным путем. Что это значит

. Это поможет в лечении пациентов с лейкемией

Nature: ученые впервые вырастили стволовые клетки искусственным путем

Обновлено 03 сентября 2024, 13:55
Культивирование клеток
Фото: National Center for Advancing Translational Sciences from Bethesda / Public Domain / Wikimedia Commons

Культивирование клеток

Команда ученых из Детского научно-исследовательского института Мердока в Австралии (MCRI) впервые искусственно вырастила стволовые клетки человеческой крови. Это открытие может стать основой для разработки персонализированного лечения детей с лейкемией и нарушениями функции костного мозга, сообщает портал Medical Xpress со ссылкой на результаты исследования, опубликованные в Nature Biotechnology.

Ученые синтезировали клетки, способные производить эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Созданные клетки ученые вводили мышам с иммунодефицитом. Оказалось, что они успешно приживались в костном мозге мышей и функционировали на уровне, аналогичном трансплантации клеток пуповинной крови, что свидетельствует о высоком потенциале новой технологии.

Кроме того, исследователи выяснили, что выращенные в лаборатории стволовые клетки можно замораживать перед трансплантацией без потери их функциональных свойств. Это позволяет имитировать процессы, которые используются при трансплантации донорской крови пациентам, что делает методику еще более перспективной.

«Теперь у нас есть возможность взять любую клетку пациента, перепрограммировать ее в стволовую и затем превратить в подходящие клетки крови для трансплантации. Раньше создание клеток, которые можно было бы пересадить при проблемах с костным мозгом, было невозможно», — сказала руководитель исследования Элизабет Нг (Elizabeth S. Ng).

Профессор MCRI Эндрю Элефанти (Andrew Elefanty) заявил, что следующая цель команды — проведение клинических испытаний на людях, чтобы проверить безопасность использования синтезированных клеток. Ожидается, что эти испытания начнутся в течение пяти лет. По данным Daily Mail, благодаря этому открытию в скором времени можно будет отказаться от доноров костного мозга и крови.

Ранее ученые из Университета Бата обнаружили в эмбрионе человека клетки с программой самоуничтожения. Эти клетки содержат молодые мобильные элементы, или транспозоны, которые могут перемещаться по геному и вызывают повреждения. Ученые предположили, что такое явление может быть одним из способов защиты ДНК.