В Самаре изобрели уникальный метод уничтожения микробов

. С его помощью можно обеззаразить даже ткани внутри слизистой полости рта

Обновлено 06 сентября 2024, 12:03
Фото: samsmu.ru

В Самаре изобрели уникальный метод уничтожения микробов с помощью УФ-лучей

В Самаре изобрели новый метод уничтожения микробов, способный ликвидировать бактерии даже внутри слизистой оболочки полости рта, сообщили в Самарском государственном медицинском университете (СамГМУ), назвав разработку уникальной. На основе этого метода антисептической обработки тканей в вузе разработали ультрафиолетовую лампу. С помощью УФ-лучей прибор сможет найти применение в хирургической стоматологии, имплантологии и других областях челюстно-лицевой хирургии для профилактики микробного воспаления, уверены новаторы.

Сначала в вузе изучили влияние ультрафиолетовых лучей на микробиоту поверхности слизистой в процессе подготовки к челюстно-лицевым операциям по дентальной имплантации. При этом слизистая подсвечивалась с помощью стандартной ультрафиолетовой лампы. Как отмечает аспирант кафедры челюстно-лицевой хирургии СамГМУ Ольга Драгункина, сравнение результатов микробиологического исследования до подсвечивания и после показало существенное уменьшение потенциально патогенных микроорганизмов на поверхности слизистой. Она добавила, что уже широко применяет этот способ в своей клинической практике дентального имплантолога.

Затем специалисты решили изучить возможности УФ-лучей в отношении тканевой микробиоты слизистой. Это исследование осуществлялось на базе Центра генетических и лабораторных технологий СамГМУ. Изучив образцы тканей до и после светового воздействия, выяснили, что большая часть патогенной микробиоты уничтожена. Это открытие подтолкнуло к созданию лампы для широкого применения метода внутритканевой антисептической обработки с помощью УФ-лучей.

Разработанный учеными СамГМУ метод не имеет аналогов, подчеркнули в вузе. Ведь если для удаления микробов на поверхности достаточно обработки хлоргексидином или другими химическими веществами, то внутри тканей эти способы не работают.

Как пояснила Драгункина, ценность открытия — в возможности дезинфекции внутритканевой патогенной микробиоты. Использование определенного спектра УФ-излучения позволяет выборочно воздействовать только на патогенную микрофлору внутри слизистой, не нарушая естественный микробиом организма и предотвращая возможные воспалений тканей вокруг зубного имплантата, которые могут приводить к его отторжению и возникновению осложнений после операции.

«Причина любого воспаления — патогенная микрофлора. Ее рост усиливается при провокационных факторах, к числу которых относится дентальная имплантация. Чтобы произошла остеоинтеграция (сращение) дентального имплантата и кости, необходимо, чтобы в этой зоне не было серьезных воспалений. Но не всегда иммунитет человека справляется своими резервами, а это чревато отторжением имплантата, секвестированием части кости. После подобных осложнений может потребоваться серьезное хирургическое вмешательство на кости. Разработка метода внутритканевой антисептической обработки с помощью УФ-лучей значительно снизит риски воспалительных осложнений и позволит увеличить «приживаемость» имплантатов», — пояснил куратор научной работы, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Клиник СамГМУ, член-корреспондент РАН Иван Байриков.

При этом специалисты подчеркивают, что есть большой потенциал использования этого метода не только в хирургической стоматологии, но и в других областях медицины, где применяется имплантация.

Ранее уральские ученые предложили использовать в стоматологии композит на основе скорлупы куриных яиц. Они пришли к выводу, что яичная скорлупа схожа по свойствам с эмалью зубов, поэтому ее можно использовать в качестве модельного материала для определения прочности скрепления полимерной пломбы и зуба.