Гигиена Древнего Рима: чем заражались в туалетах и скребли кожу на теле

. Рассказываем о правилах ухода за собой и особенностях санитарии

Как выглядели туалеты и бани в Древнем Риме и что ужасающего в них было

Обновлено 17 сентября 2024, 13:31
В Древнем Риме общественные бани стали чем-то обыденным даже в небольших городах
Фото: Carole Raddato / World History

В Древнем Риме общественные бани стали чем-то обыденным даже в небольших городах

«Вероятно, что древнеримская санитарная система не сделала людей более здоровыми, но хотя бы они стали лучше пахнуть», — считает Пирс Митчелл с факультета археологии и антропологии Кембриджского университета. Рассказываем о том, какие опасности таили древнеримские туалеты, делали ли римляне маникюр и о роскоши терм — древнеримских бань.

Многоразовая бумага и кишечные паразиты

Для обозначения общественных туалетов в Древнем Риме использовали термин foricae, их нередко пристраивали к общественным баням, воды которых использовались для смыва, уточняют в Smithsonian Magazine.

Несколько древнеримских общественных туалетов сохранились до наших дней, среди них — foricae в Эфесе, руины которого находятся на территории современной Турции, добавляют в JStore Daily. Foricae представляет собой длинные мраморные скамьи с отверстиями, перегородок между ними нет. Справить нужду в относительном уединение можно было благодаря тоге. «В сравнении с современными писсуарами она действительно предоставляла больше приватности», — считает антрополог из Университета Брандейса Энн Ольга Колоски-Остроу.

Туалетную бумагу заменял терсорий (tersorium переводится как «вещь для вытирания») — морская губка, прикрепленная к палке. Его смачивали в воде, что текла по желобу вдоль сидений.

Скорее всего, терсории были многоразовыми, и пользовался ими не один человек, а все, кто в течение дня посещал общественный туалет. Так что если кто-то страдал от кишечных паразитов, то и другие посетители могли ими заразиться. При этом глисты были более всего распространены в Европе как раз в римский период, отметили в Кембриджском университете.

Мыли ли руки после туалета — вопрос. Быть может, возле двери располагался сосуд, куда можно было окунуть кисти. Еще одна версия: руки было принято мыть, но не во всех регионах.

Туалеты не для всех

Foricae могут показаться передовыми для древней цивилизации. Белые мраморные сиденья в наши дни выглядят чистыми, но в древности это было не так. В общественных туалетах были низкие потолки и крохотные окна, которые едва пропускали свет. Люди иногда не могли разглядеть, где же находятся отверстия для нечистот, так что полы и сами сиденья могли быть довольно грязными. Кроме того, в воздухе стоял смрад.

Представители элиты пользовались общественными туалетами в случае крайней нужды. Ведь у тех, кто оказался по соседству, могли быть открытые раны, язвы, вши, расстройство пищеварения и другие проблемы со здоровьем. Не менее опасной была и канализация. Отсюда наружу могли подниматься крысы, змеи и пауки. А еще в сточных водах скапливался метан, что приводило к возгораниям.

Общественные туалеты не предназначались для женщин, их строили в районах, куда в основном приезжали мужчины. В foricae еще могла зайти рабыня, которую отправили, например, на рынок. И то она рисковала быть ограбленной или изнасилованной. Дамы из высшего общества здесь вряд ли вообще появлялись.

При этом строительство foricae для бедняков и рабов оплачивала знать. И дело не в том, что богачи исполняли чужие просьбы, а в том, чтобы экскрементов не было на улицах города.

Владельцы комфортабельных вилл канализацию не проводили — вряд ли кому-то из них хотелось, чтобы по дому разошлось зловоние и разбежались паразиты. Уборные в частных домах называли latrina. Обычно это были туалеты, построенные над выгребной ямой. Богачи также использовали горшки, содержимое которых бедняки выплескивали на грядки. Это не исключало того, что пресную воду некоторые представители высшего общества к своим домам все-таки подводили.

Cloaca Maxima

На пике могущества Рима в городе приходилось убирать за миллионом человек, а это около полумиллиона фекалий в день. В итоге построили гигантскую канализационную систему — Cloaca Maxima («Большая Клоака»). Канализация была настолько масштабным сооружением, что античный историк Страбон заявил: по ее каналам могли проехать повозки.

Сначала это был открытый канал, его возвели в VI веке в русле ручья, в III веке был поставлен полукруглый свод. Сперва канал служил для отвода ливневых вод от Форума, к баням и туалетам его подвели лишь во времена империи, дополняют в энциклопедии Britannica.

Cloaca Maxima была названа в честь древнеримской богини Клоацины, чье святилище находилось возле Форума, рассказывают в JStore Daily. В издании также считают, что большинство туалетов все-таки не были подведены к канализации. При этом Клоацина (иногда называют Венера Клоацина) защищала от опасностей, связанных с беспокойством древних римлян о том, что под их городом находится много скрытых течений. Была даже городская страшилка подобной тем, что рассказывают о крокодилах в канализации Нью-Йорка. Якобы по древнеримской канализации в дом у моря, где иберийские купцы хранили соленую рыбу, пробрался громадный осьминог. Щупальцами он окутал сосуды с уловом так сильно, что те разбились, и съел всю рыбу.

По мнению историка Джона Хопкинса, Cloaca Maxima сама считалась священной. На Форуме был храм Януса, римляне пытались умилостивить этого бога всякий раз, как собирались перейти через движущуюся воду. Вероятно, возведенный на Форуме храм служил такой же цели. Кроме того, римляне могли относиться к воде, текущей под их ногами в канализации, с тем же почтением, что и к пресной наземной реке. Хопкинс даже заметил, что форма Cloaca Maxima копирует изгибы реки.

Как отметили в Smithsonian Magazine проблемы древних римлян со здоровьем Cloaca Maxima не решила, ливневые воды и отходы сбрасывались в Тибр, а ведь эта же вода могла служить для купания, полива и питья.

Эпиляция и маникюр

«Красота — это боль, или так, по крайней мере, было у древних римлян, ведь в их повседневной жизни огромное место отводилось одержимости чистотой и имиджем», — объясняют в English Heritage.

С помощью пинцетов римляне удаляли нежелательные волосы, нередко довольно болезненная процедура проводилась рабами. В одном из писем Сенека даже пожаловался на выщипывателя волос из подмышек в термах. Мыслителя раздражал его голос, якобы тот постоянно кричал, за исключением тех моментов, когда кричали его клиенты. Впрочем, историк Джерри Тонер считает, что Сенека мог и преувеличивать — он явно осуждал роскошь, изнеженность и времяпрепровождение в банях.

Волосы удаляли не только женщины, но и мужчины. Например, борцы перед поединком должны были убедиться, что на их телах не осталось видимой растительности. К тому же мужчины начисто брились, чтобы отличаться от представителей варварских племен.

В Глостершире археологи нашли прибор для чистки ногтей, которому более полутора тысяч лет — это тоже один из предметов, относящихся к римскому периоду, рассказывают в National Geographic. Артефакт мог служить и в качестве пилки для ногтей. Такое V-образное приспособление, скорее всего, изобрели в римской Британии, на континенте подобные предметы вряд ли найдешь.

Мылись в Древнем Риме при помощи специального скребка — стригиля. На тело наносили масла, а потом соскабливали их с кожи. Ватными палочками для чистки ушей римляне не пользовались. Но ухочистки у них были — из кости, бронзы или стекла. На одной из сторон приспособления была маленькая ложка или совок. Такие устройства были многофункциональными — ими могли зачерпывать масла или парфюм из сосудов с узким горлом.

Древнеримские пинцеты, ухочистки и приспособления для чистки ногтей нередко находят сцепленными между собой кольцом, как ключи. Так что за ними явно закрепился статус вполне распространенных предметов по уходу за собой.

Лектории и библиотеки в банях

В Древнем Риме общественные термы стали чем-то обыденным даже в небольших городах, пишут в World History Encyclopedia. Их часто размещали возле форумов, кроме того, богачи строили частные купальни у себя на виллах, а солдаты – во время походов. Однако именно в больших городах со временем начали возводить банные комплексы (balnea or thermae), едва ли не напоминающие дворцы. Если первые бани были похожи на скопление разнообразных помещений, то к I веку нашей эры они уже представляли собой красивые симметричные постройки. Колоннады, арки, мозаика на полу, облицованные мрамором стены и статуи, архитектурные купола — вот какими были термы, построенные из огнеупорного кирпича.

Сначала бани отапливались благодаря природным источникам и жаровням, c I века до нашей эры стали строить более изощренные отопительные системы, среди них гипокауст — открытое пространство под полом, которое нагревалось от огня или печей.

Посетить термы могли не только богачи, но и бедняки — плата за вход во времена Диоклетиана (284–305 годы н. э.) составляла два денария, это была самая маленькая по номиналу бронзовая монета. В праздники вход был и вовсе бесплатным.

В купальнях были раздевалки, комнаты для тренировок, бассейны, различные парилки. Сердце банного комплекса — frigidarium, неотапливаемая комната с ванной с прохладной водой. Кроме того, в банях могли быть частные ванные, библиотеки, лекционные аудитории, фонтаны и сады. Там делали массаж и проводили различные оздоровительные процедуры.

Вода подавалась по акведукам и регулировалась благодаря огромным резервуарам. Например, в резервуаре терм Диоклетиана вмещалось около 20 тыс. м куб. воды.

Примеры сохранившихся терм

Одни из самых роскошных бань — термы Каракаллы в Риме. Их строительство началось при императоре Септимии Севере в 206 году н. э., а завершилось при его сыне — Марке Аврелии Севере Антонине Августе (известен как Каракалла, прозвище получил благодаря введенному при нем одеянии) в 216 году н. э. Термы Каракаллы были рассчитаны на 1600 посетителей и использовались до VI века. Они отапливались 50 печами, сжигавшими около 10 т древесины в день.

Римские термы в Бате (Англия) построили приблизительно в 70-е годы на месте горячих минеральных источников, температура воды в которых достигает 40 градусов по Цельсию. По основанной на рассказе Гальфрида Монмутского легенде, их целебные свойства случайно открыл отец короля Лира — Бладуд. Якобы у него была проказа, и поэтому его отправили в одиночку присматривать за свиньями. Он заметил, что животные купаются в водах источника, решил погрузиться в них сам и исцелился. Источники были известны еще до прихода римлян, кельты верили, что им покровительствует богиня Сулис. Римляне отождествили ее с Минервой и построили курорт.

Банный комплекс в Бате был в эксплуатации до IV–V века. После ухода римлян термы оказались заброшены, их раскопали лишь в 1870-х годах. На протяжении XX века здесь еще иногда купались, но в 1978 году термы закрыли для посещения — одна из купальщиц умерла от болезни, вызванной амебой, которой она заразилась в воде.

Поделиться