Назван период, когда белые медведи научились выживать в Арктике

. Это случилось около 70 тыс. лет назад

Белые медведи отделились от бурых 70 тыс. лет назад и приспособились к Арктике

Обновлено 19 сентября 2024, 07:39
Белые медведи отделились от бурых около 70 тыс. лет назад
Фото: Thomas Niedermueller / Getty Images

Белые медведи отделились от бурых около 70 тыс. лет назад

Группа ученых из Копенгагенского университета выяснила, что белые медведи отделились от бурых около 70 тыс. лет назад. Это открытие было сделано на основе анализа геномов белых и бурых медведей, а также ископаемых останков. Исследователи хотели определить, когда белые медведи начали развивать уникальные особенности, позволяющие им выживать в условиях Арктики, сообщает портал Phys.org со ссылкой на BMC Genomics.

Ранее было известно, что белые медведи являются родственниками бурых, но точные сроки их расхождения оставались неизвестными. Новое исследование показало, что белые медведи развили уникальную способность выживать в холоде позже, чем считалось ранее.

В ходе работы ученые изучили геномы 119 белых медведей, 135 бурых медведей и двух останков древних белых медведей. Основное внимание было уделено генам, ответственным за такие характеристики, как цвет и тип шерсти, работу сердечно-сосудистой системы, а также за способность белых медведей усваивать диету с высоким содержанием жиров.

Также ученые обнаружили семь генов, связанных с адаптацией белых медведей к полярным условиям, четыре из которых оказались фиксированными в их геноме. Это указывает на то, что процесс адаптации к более холодному климату проходил гораздо дольше, чем считалось ранее.

Группа ученых полагает, что эти генетические различия могли возникнуть в период последнего ледникового периода — около 70 тыс. лет назад.

Различия между бурыми и белыми медведями заключаются не только в цвете, но и типе меха. У бурых медведей один слой шерсти, а у белых — два: пушистый подшерсток, который помогает им сохранять тепло, и верхняя шерсть, помогающая им оставаться сухими. Шерсть белых медведей настолько уникальна, что в 2023 году ученые из Китая связали свитер из волокна, имитирующего их мех. Он обеспечивает столько же тепла, как и пуховик, несмотря на то что пуховик в пять раз толще.

Более того, в условиях холодов белые медведи развили способность есть очень жирное мясо — у бурых медведей при таком рационе неминуемо появились бы болезни сердца.

Впрочем, способность сохранять тепло иногда оборачивается для медведей неприятностями. Например, белая медведица Айкой, живущая в Московском зоопарке, спасалась от летней жары в бассейне с ледяной водой. А осеннюю жару ей приходится пережидать рядом с ледогенератором.