Казнь за солнечные очки и голубые джинсы. Что происходит в КНДР
. В ряде СМИ появились материалы с громкими заголовкамиYonhap: жителей КНДР наказывают за ношение солнцезащитных очков и джинсов
В КНДР расширили число преступлений, за которые грозит смертная казнь. Как утверждает Fox News, наказание можно получить за ношение синих джинсов и солнцезащитных очков.
«Применение смертной казни в Северной Корее давно беспокоит правозащитные организации. Из-за закрытости страны практически невозможно получить статистику ее применения, но перебежчики дали показания о частоте суровых наказаний», — отмечает телеканал.
Как в последние годы менялось уголовное законодательство КНДР, какие там существуют запреты и соответствуют ли сообщения СМИ о казни за «неправильную» одежду действительности, разбирался РБК Life.
Что произошло
Северная Корея увеличила число уголовных обвинений, караемых смертной казнью, с 11 до 16, несколько раз пересмотрев уголовный кодекс в период с 2022 по 2023 год, пишет южнокорейское информационное агентство Yonhap со ссылкой на данные Корейского института национального объединения.
Последнее изменение в уголовное законодательство, по данным аналитиков института, внесли в декабре 2023 года. Перечень преступлений, караемых смертной казнью, пополнился: антигосударственная пропаганда и агитация, незаконное производство, использование и передача оружия, а также боеприпасов и взрывчатых веществ.
Статистика казней в КНДР
В стране множество запретов и ограничений, за нарушение которых может грозить тюремное заточение или даже смертная казнь. Однако из-за закрытости КНДР точных данных о количестве уголовных дел и их исходе нет. Информацию удается получить из разных источников, в том числе показаний северокорейских перебежчиков и от Национальной разведывательной службы Южной Кореи.
Например, в сентябре этого года южнокорейский TV Chosun со ссылкой на свои источники сообщил, что власти КНДР в августе казнили около 30 чиновников из пострадавшего от наводнения района страны. Собеседник телеканала сообщил, что причиной казни стала «неспособность предотвратить ущерб, нанесенный наводнениями».
Наводнения начались в конце июля из-за проливных дождей на северо-западе КНДР. По данным южнокорейских СМИ, из-за наводнений погибли от 1000 до 1500 человек. Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын назвал эти данные «клеветнической кампанией». Вскоре после этого он заявил, что он строго накажет тех, кто «серьезно пренебрег» своими обязанностями и, следовательно, несет ответственность за жертвы.
Еще об одном громком случае стало известно после публикации Министерства объединения Южной Кореи доклада о ситуации с правами человека в КНДР за 2024 год. Он содержит показания 649 северокорейских перебежчиков. В отчете утверждалось, 22-летний северокореец из провинции Южный Хванхэ был публично казнен еще в 2022 году за прослушивание 70 песен жанра K-pop, просмотр трех фильмов и распространение сообщений южнокорейских СМИ. Это является нарушением закона КНДР, принятого в 2020 году и запрещающего «реакционную идеологию и культуру», поясняет The Guardian.
Какое отношение к этому имеет одежда
Другие примеры репрессий, упомянутые в докладе, включают наказания за «реакционное поведение». Это подразумевает под собой то, что наказать жителя КНДР могут в том числе за ношение определенных солнцезащитных очков, голубых джинсов. Под запретом также белые платья для невест и распитие спиртных напитков из винных бокалов. Все это считается «пагубным влиянием южнокорейской культуры».
Мобильные телефоны граждан, говорится в отчете, проверяют, чтобы выяснить, как записаны контакты, использует ли владелец устройства сленговые выражения, которые также могут иметь южнокорейское происхождение. Хотя обе Кореи говорят на одном языке, некоторые различия появились после Корейской войны (1950–1953).
Однако ответить однозначно на вопрос, применялась ли казнь к северокорейцам в случае, если те, например, носили «запрещенную одежду», нельзя. Точных данных на этот счет нет. При этом доподлинно известно, что за соблюдением этих правил в КНДР долгие годы следит так называемая полиция моды. Патрульные отряды отлавливают нарушителей, они могут испортить их вещи и выписать штраф.
Женские брюки тщательно проверяются. Подозрения могут вызвать даже головные уборы от солнца, латинские буквы на вещах. Необычный крой или вычурные аксессуары также вызывают порицание. Главное условие — одежда не должна выглядеть «иностранной».
Борьба с чуждым культурным влиянием
Борьба с влиянием извне охватывает почти все сферы жизни. Запрет на K-pop — одна из мер по защите северокорейцев от влияния западной культуры. Их начали применять еще при бывшем лидере Ким Чен Ире, а вскоре продолжили и при его сыне Ким Чен Ыне.
С конца 1980-х по 2011 год в Северной Корее действовал запрет на владение домашними животными из-за того, что это было символом «капиталистического упадка». С приходом к власти действующего лидера республики Ким Чен Ына гражданам снова разрешили заводить собак и других питомцев. Однако в 2020 году появились сообщения о призывах северокорейского лидера отказаться от домашних собак «из-за нехватки продовольствия».
Доступа во Всемирную сеть для обычных граждан нет, такой чести удостаиваются только представители высшей политической и научной элиты и сотрудники спецслужб. Простые жители Северной Кореи вынуждены проходить многодневный процесс одобрения для получения доступа в интернет, после чего рядом с ними сидят наблюдатели, пока те просматривают нужную информацию в Сети. Пользоваться иностранными сайтами запрещено.
«Библиотекарь сидит между двумя интернет-пользователями и постоянно следит за тем, что ищут люди по обе стороны. Каждые пять минут экран автоматически «замораживается», и библиотекарю необходимо пройти аутентификацию по отпечатку пальца, чтобы разрешить дальнейшее использование интернета», — рассказывал северокорейский исследователь Ким Сук-Хан.
Все компьютеры в стране регистрируются, работают они на национальной операционной системе «Красная звезда». Жесткие диски подвергаются выборочным проверкам со стороны властей. Для этого даже создали специальное подразделение — так называемое Бюро 27 — для мониторинга и контроля частных компьютеров, писал в своей книге «Реальная Северная Корея: жизнь и политика в несостоявшейся тоталитарной утопии» историк-кореевед Андрей Ланьков.
В последние годы южнокорейский контент, включая телешоу и сериалы, контрабандой провозился через границу с помощью USB-накопителей, давая жителям КНДР возможность заглянуть во внешний мир. В 2021 году северокорейца приговорили к расстрелу за то, что тот привез из Китая копии «Игры в кальмара».
Северная и Южная Корея используют воздушные шары для обмена пропагандистскими сообщениями вот уже более 70 лет, со времен Корейской войны. В 2020-м правительство президента Мун Чжэ Ина, который стремился к улучшению отношений с Пхеньяном, пересмотрело Закон о развитии межкорейских отношений, запретив отправку пропагандистских листовок в соседнюю республику. Однако спустя три года Конституционный суд Южной Кореи назвал это решение неконституционным и отменил его.
В 2024-м южнокорейское движение «Борцы за свободную Северную Корею» (FFNK) провело акцию. В ответ на запуск Северной Кореей воздушных шаров с мусором и навозом «борцы» таким же способом отправили в КНДР 200 тыс. антиправительственных листовок, 5 тыс. USB-накопителей с музыкальными клипами и сериалами, а также 2 тыс. однодолларовых купюр.
Ранее организация переправляла различными способами в КНДР продукты питания, лекарства, радиоприемники, пропагандистские листовки и фрагменты южнокорейских новостей. Активисты отметили, что продолжат свою деятельность.