Арахис, табак и чай оказались природными ГМО-продуктами. Что это значит

. ДНК-трансформации происходят не только в лаборатории

В СПбГУ выявили ген, сделавший арахис и клюкву природными ГМО-продуктами

Обновлено 04 октября 2024, 12:37
Выращивание арахиса
Фото: suradech123yim / Shutterstock / FOTODOM

Выращивание арахиса

Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) выяснили, что арахис, табак, батат, клюква, хмель и чай являются природными генетически модифицированными организмами (ГМО). Исследование показало, что в ДНК этих растений содержатся следы ДНК-трансформаций. Об этом сообщается на сайте университета.

Генетически модифицированные организмы появляются не только искусственным, но и естественным путем, выяснили ученые СПбГУ. Оказалось, что около 7% двудольных видов растений имеют признаки естественных генетических трансформаций. В список вошли такие растения, как табак, льнянки, батат, клюква и чай. Однако особое внимание ученые сосредоточили на арахисе (Arachis L.).

Исследователи изучили все доступные последовательности ДНК арахиса, а также набор генетических линий из коллекции Всероссийского института генетических ресурсов имени Н.И. Вавилова. Оказалось, что у арахиса сохранились определенные гены с момента древних трансформаций, хотя часть генов была утрачена в процессе эволюции. Это позволило ученым определить, как произошла генетическая модификация и адаптация арахиса к условиям окружающей среды.

Одним из таких генов оказалась кукумопин‑синтаза, которая присутствует в корнях большинства видов арахиса. Было установлено, что активность этого гена различается у разных видов. Скорее всего, именно этот ген обеспечил выживание арахиса на протяжении тысячелетий.

Профессор кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ Татьяна Матвеева отметила, что природными генно-модифицированными организмами являются 18 видов арахиса. Это открытие может быть полезным для сельского хозяйства, в том числе для улучшения арахисовых культур и разработки новых методов борьбы с заболеваниями.

Генетически модифицированные организмы (ГМО) — это растения, животные или микроорганизмы, в геном которых были внедрены гены других организмов. Специалисты выводят генно-модифицированные организмы для улучшения урожайности, защиты от вредителей, повышения вкусовых качеств или увеличения устойчивости к болезням. В природе также существуют ГМО, которые получили свои гены от других организмов. При этом механизм во многом напоминает лабораторный.

По данным ВЦИОМа, в 2022 году 44% россиян полагали, что продукты с ГМО могут вызвать рак. При этом всего 32% опрошенных ответили, что генно-модифицированные продукты смогут победить голод на Земле.

ВОЗ заявляет всего о двух вероятных рисках, связанных с применением ГМО. Во-первых, риск, что ГМ-растения могут передавать устойчивость к антибиотикам. Однако компании, разрабатывающие ГМО, уже сейчас используют для переноса гены, которые не передают такое свойство. Во-вторых, ГМ-растения могут вытеснять другие, менее выносливые виды. Тем не менее неконтролируемое распространение трансгенных растений в сельском хозяйстве также жестко регулируется.