Где снимали комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Все места и фото

. Ялта стала Гагрой, а вместо Московского Кремля в кадре Ростовский
Обновлено 21 октября 2024, 13:55
Александр Демьяненко и Юрий Яковлев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», режиссер Леонид Гайдай, 1973 год
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»

Александр Демьяненко и Юрий Яковлев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», режиссер Леонид Гайдай, 1973 год

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в 1973 году и стал одной из самых популярных советских картин, снятых Леонидом Гайдаем. Режиссер взял за основу своей эксцентрической комедии пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич» о машине времени, сооруженной московским инженером Шуриком Тимофеевым, с помощью которой Иван Грозный попадает в ХХ век, а управдом Бунша, как две капли воды похожий на царя, — в Древнюю Русь. Сам царь Иван Васильевич застревает в будущем. На фоне личной драмы — расставания с женой, которая уезжает в Гагры с новым возлюбленным, режиссером Якиным (Михаил Пуговкин), — Шурику предстоит как можно скорее починить машину времени и поменять все обратно.

Изобретателя сыграл Александр Демьяненко, роли Ивана Грозного и соседа-управдома по фамилии Бунша исполнил Юрий Яковлев, а вора-домушника Жоржа Милославского представил на экране Леонид Куравлев.

Хотя все события комедии происходят за один день, в ленте показано много разных локаций. Гайдай снимал картину преимущественно в павильонах студии «Мосфильм», где соорудили декорации и интерьер для многих эпизодов, включая царскую залу и квартиру Шурика. Но для некоторых сцен требовались более монументальные и достоверные локации. Поэтому съемочная команда переместилась «на натуру».

РБК Life собрал пять реальных локаций, в которых снимали фильм Гайдая.

Кремль

Московский Кремль на экране изображает кремль Ростовский. Белокаменная постройка 1883 года с большим двором, колокольней, своим «красным крыльцом» и крытыми галереями идеально подошла для воссоздания атмосферы исторических времен. Именно здесь, увидев гостей из будущего и приняв их за демонов, испуганный дьяк Феофан в исполнении Савелия Крамарова затевает погоню, а те отрываются от солдат, имитируя прыжок с крепостной стены. На самом деле стена не такая высокая, как кажется при просмотре фильма, — всего 2,5 м. Режиссер выбрал самую низкую из стен, чтобы не подвергать артистов опасности.

В Ростовском кремле также снимались сцены с народными волнениями («Царя! Царя! Шайбу! Шайбу! ..») и отправления войск с целью «выбить крымского хана с Изюмского шляха под легендарную «Марусю». Сами палаты, где восседал вжившийся в роль царя переодетый столичный управдом, снимали в павильоне «Мосфильма».

Дом Шурика

Квартиры жильцов, которые «борются за почетное звание дома высокой культуры быта», были выстроены на киностудии. В кадр попал лишь фасад «ломаного» конструктивистского здания — это дом № 13 на улице Новокузнецкой. За форму его прозвали «пьяным», или «гармошкой». Сегодня это предмет гордости риелторов, которые указывают на то, что здесь проходили съемки легендарной комедии. Однако на деле даже лестничные клетки оказались слишком узкими для масштабного съемочного процесса.

Телефонной будки перед домом не было. Декорацию поставили специально для двух важных сюжетных разговоров: Милославского со стоматологом Шпаком и пассии Якина (ее сыграла Наталья Кустинская) с Галочкой («Галочка? Ты сейчас умрешь, потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну и уговорил меня лететь с ним в Гагры»).

Вид с балкона

Эпизод, в которой Иван Грозный выходит на балкон, охватывает взглядом Москву 1970-х и восхищенно восклицает «Лепота!», снимали не на Новокузнецкой. Такая панорама вряд ли может открыться с девятиэтажки, поэтому камеры подняли на одну из высоток, расположенных на Калининском проспекте. Отсюда видно Москву-реку и начало Кутузовского проспекта, «дом-книжку» (здание секретариата Совета экономической взаимопомощи, СЭВ) и гостиницу «Украина». Минуту гордости и наслаждения видом прерывают выскочившие на балконы шумные соседи, после чего царь произносит легендарную фразу: «Оставь меня, старушка, я в печали».

Магазин «Радиотовары»

По сюжету армия царя, увидев «демонов» по ту сторону машины времени, кидает в чудо-технику алебарду, в результате чего сгорают транзисторы. В поисках их и носится Шурик по магазинам радиотоваров. По сюжету их три: в первом идет учет, во втором — ремонт, а в третьем герой встречает спекулянта. На самом деле съемки велись в двух магазинах — «Радиотовары» и «Свет». Есть версия, что именно из-за их близкого расположения Гайдай выбрал дом на Новокузнецкой (помимо его необычной формы, конечно). Сегодня в этих помещениях располагаются магазины продуктовых, спортивных и бытовых товаров.

Гагра

Роль абхазского курорта Гагры в «Иване Васильевиче» сыграл другой черноморский курорт, но в Крыму. На экране Ялта. Именно туда режиссер Якин прилетает на съемки фильма и именно там Зиночка, жена Шурика, исполняет хит «С любовью встретиться» («Звенит январская вьюга...»). Локацией для этой открывающей комедию сцены послужил пирс с панорамным видом на море и город.

Несмотря на то что действо занимает совсем немного экранного времени, место решили увековечить памятником Якину — фигура повторяет его манерную позу с ногой на ногу, а прохожие трут ей нос, вероятно, веря в то, что это принесет удачу. Памятник повернут лицом к набережной, в то время как Якин сидел к ней спиной.

Интересные факты о фильме

  • Первый вариант сценария писался под Юрия Никулина, но тот отказался сниматься (то ли из-за занятости в «Союзгосцирке», то ли из-за того, что фильм показался Никулину потенциально провальным). После Гайдай пробовал на роль царя несколько легендарных советских актеров, в том числе Евгения Евстигнеева, Владимира Этуша и Георгия Вицина, но в результате она досталась Яковлеву, которому удалось успешно «раздвоиться».
  • У «Ивана Васильевича» есть короткометражная версия — «Черные перчатки», стилизованная под немое кино и посвященная Жоржу Милославскому. В нее вошли вырезанные из финальной серии сцены. Счастливые обладатели кинопроектора могли купить пленку с короткометражкой для домашнего просмотра.
  • По-новогоднему сказочную машину времени изготовил художник, скульптор по дереву Вячеслав Почечуев. За работу мастер получил 40 руб. и справку из бухгалтерии: «Деньги выданы за изобретение машины времени».
  • Часть декораций, например характерные красные обои и лестничную площадку, «Иван Васильевич» передал фильму «Большая перемена». Поделили фильмы и актеров. Нина Маслова (царица Марфа Васильевна) и Савелий Крамаров (дьяк Феофан) сыграли в «Перемене» ученицу Викторию Коровянскую и Петю Тимохина, ее жениха соответственно.
  • «За чей счет этот банкет?» — с опаской спрашивает Бунша во время царского пира. Вопрос резонный, ведь все яства на столе настоящие — так захотел Гайдай. Продукты пришлось покупать за свой счет, поскольку в бюджете картины такой статьи расхода не было. В итоге получилась немаленькая сумма — 200 руб.
  • Песню «С любовью встретиться» для картины сначала записала София Ротару, но ее версия исполнения показалась режиссеру слишком серьезной и проникновенной. Поэтому в итоге зритель слышит в «Иване Васильевиче» голос Нины Бродской.
Поделиться