«Покорителям космоса» — 60 лет. Вспоминаем историю грандиозного монумента
. Изначально памятник должен был быть совсем другим и стоять рядом с МГУМонументу «Покорителям космоса» исполнилось 60 лет
Ровно 60 лет назад, 4 ноября 1964 года, в Москве состоялось торжественное открытие монумента «Покорителям космоса», ставшего одним из символов столицы. По случаю юбилея РБК Life решил вспомнить историю одного из самых высоких и величественных памятников России.
А началось все 4 октября 1957 года, когда состоялся запуск аппарата «Спутник-1», ставшего первым в истории искусственным спутником Земли. Русское слово «спутник» попало на передовицы газет всего мира и раз и навсегда вошло в языки многих народов. Событие, названное одним из величайших научных достижений и ознаменовавшее начало космической эры, разумеется, решили увековечить «в камне».
Уже в марте 1958 года советское правительство объявило конкурс на разработку монумента, олицетворяющего новую эпоху в истории человечества. На него было отправлено около 1 тыс. проектов более чем из 100 городов СССР, а также из зарубежных стран. Примерно треть отобранных работ представили на специальной выставке в Манеже.
Больше всего жюри и публике понравился проект архитекторов Михаила Барща, Александра Колчина и скульптора Андрея Файдыша, которые уже имели опыт в «космической» теме. Скажем, Барщ прежде принимал участие в проектировании Московского планетария. Кроме того, он вместе с Файдышем помогал создавать памятник основоположнику современной космонавтики Константину Циолковскому в Калуге.
Согласно начальному макету, сооружение должно было представлять собой 50-метровый вертикальный монумент со «шлейфом» от ракеты, выполненным из прозрачного оргстекла, — чтобы конструкция могла подсвечиваться изнутри в темное время суток. По периметру массивного стилобата располагались многочисленные бронзовые горельефы с изображением советских граждан всех профессий, участвующих в освоении космоса. Среди них скульпторы разметили Сергея Королева — создателя «Спутника-1», однако затем он исчез из композиции. Согласно легенде, ученый потребовал убрать себя из скромности, не желая, чтобы ему при жизни ставили памятники. По другой версии, переделать горельеф приказали власти, так как на тот момент личность главного советского конструктора была строго засекречена.
Так или иначе Королев действительно сыграл огромную роль в финальном облике монумента, концепция которого существенно изменилась в процессе разработки. Так, проектируемая высота увеличилась более чем вдвое — до невероятных 107 м, а от идеи со стеклом было решено отказаться в пользу металлической конструкции с облицовкой из титана, предложенного главным конструктором. Королев также помог добиться поставок дефицитного «космического» металла, нержавеющие пластины которого должны были отражать небо. Он же предложил предусмотреть в основании монумента помещения для будущего Музея космонавтики, открытого в 1981 году.
Изменилась и площадка для возведения монумента, который первоначально собирались установить на Ленинских горах неподалеку от главного здания МГУ. Однако затем пришли к выводу, что огромное сооружение нарушит архитектурную гармонию и отберет у университета статус главной доминанты этого района города. Поэтому памятник было решено воздвигнуть на большом пустыре близ главного входа ВДНХ. Существует предположение, что к выбору новой локации руку также приложил Королев, живший в том же районе в особняке на 1-й Советской улице, полученном от правительства за проектирование первого искусственного спутника Земли.
Королев практически ежедневно мог наблюдать за тем, как сотни рабочих вручную постепенно собирают исполинскую 250-тонную конструкцию, поднятую при помощи специальных кранов под углом 77 градусов. Так родился совершенно новый тип архитектурного сооружения — наклонная башня, которая, в отличие от знаменитого шедевра в итальянской Пизе, изначально задумывалась как «падающая».
Многие российские СМИ называют «днем рождения» памятника 4 октября 1964 года, но на самом деле открытие монумента состоялось месяцем позже, о чем свидетельствует советская кинохроника. Торжественную церемонию действительно собирались приурочить к седьмой годовщине запуска первого спутника, однако ее пришлось отложить на фоне политического кризиса в СССР, связанного со снятием со всех постов тогдашнего руководителя страны Никиты Хрущева. На архивных кадрах можно увидеть, что ленточку в статусе первого секретаря ЦК КПСС перерезает Леонид Брежнев, ставший главой государства 14 октября 1964 года. На праздничном митинге, прошедшем 4 ноября, собралось несколько тысяч москвичей. На нем присутствовало все высшее руководство страны, ведущие ученые, а также все девять советских летчиков-космонавтов во главе с Юрием Гагариным.
Монумент «Покорителям космоса» стал самым высоким памятником Москвы, отобрав это звание у «Рабочего и колхозницы», расположенного неподалеку. Он удерживал рекорд более 30 лет, пока в 1995 году на Поклонной горе не был открыт Монумент Победы.
Дизайн монумента вызвал возражения и даже недоумения у многих научных работников, в том числе у тех, кто имел отношение к космической технике. Дело в том, что ракета на вершине монумента совершенно не похожа на двухступенчатый аппарат Р-7, отправивший на орбиту «Спутник-1». Она скорее напоминает первую советскую баллистическую ракету Р-1, разработанную по образцу немецкой «Фау-2», известной также как А-4 и «оружие возмездия».
Более того, некоторые обратили внимание, что ракета на памятнике взлетает не строго вертикально, а по параболе, чего на самом деле обычно не происходит. Впрочем, критику парировали утверждением, что монумент в первую очередь — произведение искусства, поэтому его конструктивные особенности — не более чем условности.