Что такое дашборд и как сделать его самостоятельно

. Примеры инструментов для создания
Обновлено 31 октября 2024, 16:53
Как создать дашборд, который упростит сбор данных и сделает работу более эффективной
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Как создать дашборд, который упростит сбор данных и сделает работу более эффективной

Дашборд — один из инструментов для работы с большим объемом данных. Он показывает актуальную информацию на одном экране и может обновлять ее в режиме реального времени. РБК Life рассказывает, как создать дашборд, который упростит сбор данных и сделает работу более эффективной.

Что такое дашборд

Дашборд (от англ. dashboard — приборная панель) — это графический отчет из различных данных, относящихся к конкретной теме, бизнесу [1]. Инструмент собирает, структурирует, анализирует и представляет информацию в графиках, диаграммах или таблицах.

Данные в дашборде актуальны на конкретный момент времени и должны регулярно обновляться. Этим инструмент отличается от инфографики, которая статична и представляет данные в виде единого изображения.

Дашборды используют в работе:

  • собственники бизнеса;
  • руководители команд;
  • маркетологи;
  • HR-менеджеры;
  • SMM-специалисты;
  • системные администраторы;
  • аналитики;
  • бухгалтеры;
  • учителя и директора школ.

В зависимости от задачи дашборды условно можно разделить на типы, самые популярные из них:

  • Операционные. Помогают следить за повседневными задачами, анализировать текущую бизнес-ситуацию, минимизировать риски и оптимизировать процессы. Обновляют информацию каждую минуту, поэтому помогают принимать решения на протяжении рабочего дня. Популярные метрики операционного дашборда — показатели производительности веб-сайта (новые пользователи, отказы), количество подписчиков или комментариев в социальных сетях.
  • Аналитические. Разработаны для оценки тенденций, прогнозирования результатов и постановки глобальных целей на ближайшее будущее. Помогают разобраться в больших объемах данных — например, посмотреть расходы компании на рекламу и оценить ее эффективность, скорректировать ежемесячные бытовые расходы компании на основе ежемесячных трат.
  • Стратегические. Ориентированы на конкретные проекты. В отличие от операционных дашбордов, обновляются реже, так как фокусируются на долгосрочных тенденциях. Например, могут генерировать ежемесячные, ежеквартальные и годовые финансовые показатели, показывать прибыль до вычета налогов, темпы роста компании.
  • Финансовые. Помогают отслеживать важные финансовые данные и корректировать их для улучшения ситуации [2], [3].

Для чего нужен дашборд

Дашборд генерирует информацию, которая позволяет пользователям отслеживать тенденции, выявлять аномалии и углубляться в специфику. Он служит инструментом для мониторинга и принятия решений, экономит время, необходимое для сбора и оформления данных.

Преимущества дашборда:

  • визуальное представление данных;
  • способность выявлять тенденции;
  • простой способ измерения эффективности;
  • скорость (создание подробных отчетов одним щелчком мыши);
  • общая видимость всех систем, кампаний и действий [4].

Настроить дашборды можно как на корпоративных платформах, так и в мобильных приложениях для индивидуальных пользователей. Например, в банковских приложениях отображаются ежемесячные расходы пользователя [5].

Как работает дашборд

Работа дашборда включает множество взаимосвязанных процессов, именно это делает его полезным инструментом для принятия решений.

  1. Происходит событие, которое нужно отслеживать (например, продажа товара, регистрация пользователя на сайте, заполнение анкеты).
  2. Данные о событии регистрируются в системе: время, тип события, участник и другие заданные параметры.
  3. Вся зафиксированная информация поступает в базу данных или хранилище, где ее сохраняют для дальнейшего использования и анализа.
  4. Система обрабатывает данные через специальные алгоритмы: фильтрация, агрегация, вычисления и подготовка для визуализации.
  5. Обработанные данные автоматически отображаются на дашборде в виде диаграмм, таблиц, графиков и других визуальных элементов.

Примеры дашбордов

Для создания дашбордов используют как простые инструменты, доступные каждому пользователю, так и специально созданные, с особыми настройками, так называемые BI-системы. Они самостоятельно собирают информацию из разных источников, обрабатывают ее и представляют в виде удобных графических отчетов. Их можно встроить в сайт или мобильное приложение [6].

Выбор подходящей платформы зависит от целей, объема данных и уровня подготовки пользователя. Большинство популярных зарубежных BI-систем недоступны в России (Tableau, Looker Studio и другие), полноценных альтернатив им пока нет.

«Google Таблицы»

Этот инструмент подходит для пользователей, которые уже работают с табличными данными и хотят создавать простые дашборды для управления финансами, продажами или производительностью. Он подойдет малому и среднему бизнесу, а также финансовым аналитикам. «Google Таблицы» позволяют визуализировать любые данные, включая финансовые отчеты, прогнозы продаж, графики производительности и другие бизнес-показатели.

В «Google Таблицах» есть встроенные инструменты для создания диаграмм, графиков и сводных таблиц. Для базового использования этого достаточно, но для более сложных задач потребуется знание функций и формул.

Функции и возможности, как у «Google Таблиц», также имеет Microsoft Excel. Но в мае 2024 года Microsoft отключила доступ к продуктам, теперь скачать их на территории России невозможно. Доступ остается только у тех пользователей, которые установили программу на компьютер ранее.

Yandex DataLens

Бесплатный облачный сервис для аналитики и визуализации данных. Он поддерживает работу через веб-браузер, что делает его доступным для различных пользователей: от малого бизнеса и фрилансеров до крупных корпораций и аналитиков. Сервис интегрируется с популярными системами и базами данных, такими как «Битрикс24», «МойСклад», ClickHouse, MySQL, BigQuery и другими.

Yandex DataLens предлагает интуитивный интерфейс, с которым пользователи без глубоких технических знаний могут создавать дашборды. В дашборде можно легко выбирать типы графиков (линейные, столбчатые, круговые, тепловые карты) для представления информации. Из минусов системы — отсутствие возможности экспортировать дашборды в форматах PDF и PPT и автоматически сохранять данные.

Looker Studio (ранее Google Data Studio)

В сентябре 2024 года Looker Studio ограничила доступ российским пользователям.

Инструмент создает простые и доступные дашборды для анализа данных. Подходит для маркетологов, аналитиков и малых компаний, которым нужно отслеживать веб-трафик, эффективность рекламных кампаний или данные из Google Analytics. Платформа поддерживает интеграции с различными сервисами Google (Analytics, Sheets, Ads), а также с внешними источниками данных.

Интерфейс Looker Studio интуитивно понятен, а создание визуального представления аналитики не требует усилий. Достаточно выбрать необходимые бизнес-метрики, например маркетинговые показатели, данные о посещаемости сайта, рекламе, конверсии. Дашборды легко настраивать и персонализировать.

Power BI

Power BI принадлежит Microsoft, которая прекратила работу с пользователями из России.

Платформа позволяет создавать сложные дашборды и отчеты, объединяя данные из множества источников. Подойдет для тех, кто использует продукты Microsoft и нуждается в интеграции Excel, SharePoint, Azure, SQL Server и других бизнес-приложений. Она отслеживает разнообразные бизнес-показатели: от финансовых данных до производственных процессов и маркетинговых кампаний.

Интерфейс Power BI очень прост для базовых операций, но для сложных аналитических задач могут потребоваться технические знания. Интеграция с другими продуктами Microsoft упрощает использование системы, а обширные возможности кастомизации делают ее мощным инструментом для профессионалов.

Tableau

С 2022 года Tableau не работает в России.

Платформа для визуализации данных, которая подходит для крупных компаний, аналитиков и дата-сайентистов, работающих с большими объемами данных и сложными аналитическими задачами. Tableau используют в различных отраслях, от маркетинга до финансов и здравоохранения. Она поддерживает интеграцию множества источников данных, включая SQL Server, Google Analytics, Excel, Salesforce, Amazon Redshift и многих других облачных и локальных баз данных. Можно визуализировать данные о продажах, операционной эффективности, маркетинговых кампаниях, производительности и любой другой бизнес-показатель. Tableau позволяет объединять и анализировать большие наборы данных в реальном времени.

Tableau обладает интуитивным интерфейсом, особенно для визуализации данных. Она предлагает инструменты для создания интерактивных дашбордов и диаграмм с функцией перетаскивания, что упрощает процесс для начинающих пользователей. Однако для более продвинутого анализа и работы с большими данными потребуется опыт. Tableau также поддерживает сложные аналитические функции и интерактивные отчеты, которые можно настраивать и которыми возможно делиться с командами.

Как сделать дашборд: советы

  1. Определите цель дашборда и аудиторию: кто будет пользоваться инструментом, как он поможет работе конкретного специалиста. Например, если задача в том, чтобы отдел продаж достиг хороших результатов, можно создать панель управления продажами, которая позволит сотрудникам отслеживать текущую производительность и улучшать ее. Поставить цель помогут ответы на вопросы: «С какими проблемами я сталкиваюсь? Какая информация имеет решающее значение, чтобы действовать в соответствии с идеями компании? Как дашборд поможет мне на повседневной основе и при создании новых продуктов?»
  2. Выберите данные, которые необходимо отразить: продажи по месяцам, количество пользователей в социальных сетях, анализ целевой аудитории и другие. Нужно убедиться, что они точные, последовательные и актуальные. От того, какие результаты вам необходимы, также зависит, какой тип дашборда лучше установить (аналитический, статистический или иной).
  3. Найдите инструмент бизнес-аналитики. Учтите наличие инструментов для визуализации данных, поддержку различных форматов отчетов и возможность совместной работы. Также помните, что не все сервисы доступны в России.
  4. Соберите метрики и элементы визуализации. Они должны быть интуитивно понятными и не создавать лишнего шума. В дашборде четкость и порядок имеют первостепенное значение, поэтому не стоит использовать сразу все диаграммы. Слишком большое количество информации может запутать сотрудников и затруднить понимание дашборда.
  5. Определите цветовую палитру. Не используйте слишком яркие и слишком тусклые цвета, по возможности адаптируйте дизайн дашборда под дизайн компании [7], [8].
Поделиться