Что такое дашборд и как сделать его самостоятельно
. Примеры инструментов для созданияДашборд — один из инструментов для работы с большим объемом данных. Он показывает актуальную информацию на одном экране и может обновлять ее в режиме реального времени. РБК Life рассказывает, как создать дашборд, который упростит сбор данных и сделает работу более эффективной.
Содержание
Что такое дашборд
Дашборд (от англ. dashboard — приборная панель) — это графический отчет из различных данных, относящихся к конкретной теме, бизнесу [1]. Инструмент собирает, структурирует, анализирует и представляет информацию в графиках, диаграммах или таблицах.
Данные в дашборде актуальны на конкретный момент времени и должны регулярно обновляться. Этим инструмент отличается от инфографики, которая статична и представляет данные в виде единого изображения.
Дашборды используют в работе:
- собственники бизнеса;
- руководители команд;
- маркетологи;
- HR-менеджеры;
- SMM-специалисты;
- системные администраторы;
- аналитики;
- бухгалтеры;
- учителя и директора школ.
В зависимости от задачи дашборды условно можно разделить на типы, самые популярные из них:
- Операционные. Помогают следить за повседневными задачами, анализировать текущую бизнес-ситуацию, минимизировать риски и оптимизировать процессы. Обновляют информацию каждую минуту, поэтому помогают принимать решения на протяжении рабочего дня. Популярные метрики операционного дашборда — показатели производительности веб-сайта (новые пользователи, отказы), количество подписчиков или комментариев в социальных сетях.
- Аналитические. Разработаны для оценки тенденций, прогнозирования результатов и постановки глобальных целей на ближайшее будущее. Помогают разобраться в больших объемах данных — например, посмотреть расходы компании на рекламу и оценить ее эффективность, скорректировать ежемесячные бытовые расходы компании на основе ежемесячных трат.
- Стратегические. Ориентированы на конкретные проекты. В отличие от операционных дашбордов, обновляются реже, так как фокусируются на долгосрочных тенденциях. Например, могут генерировать ежемесячные, ежеквартальные и годовые финансовые показатели, показывать прибыль до вычета налогов, темпы роста компании.
- Финансовые. Помогают отслеживать важные финансовые данные и корректировать их для улучшения ситуации [2], [3].
Для чего нужен дашборд
Дашборд генерирует информацию, которая позволяет пользователям отслеживать тенденции, выявлять аномалии и углубляться в специфику. Он служит инструментом для мониторинга и принятия решений, экономит время, необходимое для сбора и оформления данных.
Преимущества дашборда:
- визуальное представление данных;
- способность выявлять тенденции;
- простой способ измерения эффективности;
- скорость (создание подробных отчетов одним щелчком мыши);
- общая видимость всех систем, кампаний и действий [4].
Настроить дашборды можно как на корпоративных платформах, так и в мобильных приложениях для индивидуальных пользователей. Например, в банковских приложениях отображаются ежемесячные расходы пользователя [5].
Как работает дашборд
Работа дашборда включает множество взаимосвязанных процессов, именно это делает его полезным инструментом для принятия решений.
- Происходит событие, которое нужно отслеживать (например, продажа товара, регистрация пользователя на сайте, заполнение анкеты).
- Данные о событии регистрируются в системе: время, тип события, участник и другие заданные параметры.
- Вся зафиксированная информация поступает в базу данных или хранилище, где ее сохраняют для дальнейшего использования и анализа.
- Система обрабатывает данные через специальные алгоритмы: фильтрация, агрегация, вычисления и подготовка для визуализации.
- Обработанные данные автоматически отображаются на дашборде в виде диаграмм, таблиц, графиков и других визуальных элементов.
Примеры дашбордов
Для создания дашбордов используют как простые инструменты, доступные каждому пользователю, так и специально созданные, с особыми настройками, так называемые BI-системы. Они самостоятельно собирают информацию из разных источников, обрабатывают ее и представляют в виде удобных графических отчетов. Их можно встроить в сайт или мобильное приложение [6].
Выбор подходящей платформы зависит от целей, объема данных и уровня подготовки пользователя. Большинство популярных зарубежных BI-систем недоступны в России (Tableau, Looker Studio и другие), полноценных альтернатив им пока нет.
«Google Таблицы»
Этот инструмент подходит для пользователей, которые уже работают с табличными данными и хотят создавать простые дашборды для управления финансами, продажами или производительностью. Он подойдет малому и среднему бизнесу, а также финансовым аналитикам. «Google Таблицы» позволяют визуализировать любые данные, включая финансовые отчеты, прогнозы продаж, графики производительности и другие бизнес-показатели.
В «Google Таблицах» есть встроенные инструменты для создания диаграмм, графиков и сводных таблиц. Для базового использования этого достаточно, но для более сложных задач потребуется знание функций и формул.
Функции и возможности, как у «Google Таблиц», также имеет Microsoft Excel. Но в мае 2024 года Microsoft отключила доступ к продуктам, теперь скачать их на территории России невозможно. Доступ остается только у тех пользователей, которые установили программу на компьютер ранее.
Yandex DataLens
Бесплатный облачный сервис для аналитики и визуализации данных. Он поддерживает работу через веб-браузер, что делает его доступным для различных пользователей: от малого бизнеса и фрилансеров до крупных корпораций и аналитиков. Сервис интегрируется с популярными системами и базами данных, такими как «Битрикс24», «МойСклад», ClickHouse, MySQL, BigQuery и другими.
Yandex DataLens предлагает интуитивный интерфейс, с которым пользователи без глубоких технических знаний могут создавать дашборды. В дашборде можно легко выбирать типы графиков (линейные, столбчатые, круговые, тепловые карты) для представления информации. Из минусов системы — отсутствие возможности экспортировать дашборды в форматах PDF и PPT и автоматически сохранять данные.
Looker Studio (ранее Google Data Studio)
В сентябре 2024 года Looker Studio ограничила доступ российским пользователям.
Инструмент создает простые и доступные дашборды для анализа данных. Подходит для маркетологов, аналитиков и малых компаний, которым нужно отслеживать веб-трафик, эффективность рекламных кампаний или данные из Google Analytics. Платформа поддерживает интеграции с различными сервисами Google (Analytics, Sheets, Ads), а также с внешними источниками данных.
Интерфейс Looker Studio интуитивно понятен, а создание визуального представления аналитики не требует усилий. Достаточно выбрать необходимые бизнес-метрики, например маркетинговые показатели, данные о посещаемости сайта, рекламе, конверсии. Дашборды легко настраивать и персонализировать.
Power BI
Power BI принадлежит Microsoft, которая прекратила работу с пользователями из России.
Платформа позволяет создавать сложные дашборды и отчеты, объединяя данные из множества источников. Подойдет для тех, кто использует продукты Microsoft и нуждается в интеграции Excel, SharePoint, Azure, SQL Server и других бизнес-приложений. Она отслеживает разнообразные бизнес-показатели: от финансовых данных до производственных процессов и маркетинговых кампаний.
Интерфейс Power BI очень прост для базовых операций, но для сложных аналитических задач могут потребоваться технические знания. Интеграция с другими продуктами Microsoft упрощает использование системы, а обширные возможности кастомизации делают ее мощным инструментом для профессионалов.
Tableau
С 2022 года Tableau не работает в России.
Платформа для визуализации данных, которая подходит для крупных компаний, аналитиков и дата-сайентистов, работающих с большими объемами данных и сложными аналитическими задачами. Tableau используют в различных отраслях, от маркетинга до финансов и здравоохранения. Она поддерживает интеграцию множества источников данных, включая SQL Server, Google Analytics, Excel, Salesforce, Amazon Redshift и многих других облачных и локальных баз данных. Можно визуализировать данные о продажах, операционной эффективности, маркетинговых кампаниях, производительности и любой другой бизнес-показатель. Tableau позволяет объединять и анализировать большие наборы данных в реальном времени.
Tableau обладает интуитивным интерфейсом, особенно для визуализации данных. Она предлагает инструменты для создания интерактивных дашбордов и диаграмм с функцией перетаскивания, что упрощает процесс для начинающих пользователей. Однако для более продвинутого анализа и работы с большими данными потребуется опыт. Tableau также поддерживает сложные аналитические функции и интерактивные отчеты, которые можно настраивать и которыми возможно делиться с командами.
Как сделать дашборд: советы
- Определите цель дашборда и аудиторию: кто будет пользоваться инструментом, как он поможет работе конкретного специалиста. Например, если задача в том, чтобы отдел продаж достиг хороших результатов, можно создать панель управления продажами, которая позволит сотрудникам отслеживать текущую производительность и улучшать ее. Поставить цель помогут ответы на вопросы: «С какими проблемами я сталкиваюсь? Какая информация имеет решающее значение, чтобы действовать в соответствии с идеями компании? Как дашборд поможет мне на повседневной основе и при создании новых продуктов?»
- Выберите данные, которые необходимо отразить: продажи по месяцам, количество пользователей в социальных сетях, анализ целевой аудитории и другие. Нужно убедиться, что они точные, последовательные и актуальные. От того, какие результаты вам необходимы, также зависит, какой тип дашборда лучше установить (аналитический, статистический или иной).
- Найдите инструмент бизнес-аналитики. Учтите наличие инструментов для визуализации данных, поддержку различных форматов отчетов и возможность совместной работы. Также помните, что не все сервисы доступны в России.
- Соберите метрики и элементы визуализации. Они должны быть интуитивно понятными и не создавать лишнего шума. В дашборде четкость и порядок имеют первостепенное значение, поэтому не стоит использовать сразу все диаграммы. Слишком большое количество информации может запутать сотрудников и затруднить понимание дашборда.
- Определите цветовую палитру. Не используйте слишком яркие и слишком тусклые цвета, по возможности адаптируйте дизайн дашборда под дизайн компании [7], [8].