На «Госуслугах» запустили форму для регистрации блогов. Как это работает

. Владельцы страниц в соцсетях обязаны сообщать о себе в Роскомнадзор

На «Госуслугах» запустили форму для регистрации каналов с 10 тыс. подписчиков

Обновлено 02 ноября 2024, 09:55
Owlie Productions / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Owlie Productions / Shutterstock / FOTODOM

На «Госуслугах» запустили форму для регистрации каналов в соцсетях. Владельцы блогов могут туда направить сведения о себе и своей странице, сообщили в Минцифры.

«На портале госуслуг заработал механизм регистрации владельцев каналов и страниц в соцсетях, имеющих более 10 тыс. подписчиков. После добровольной идентификации каналы/страницы будут включаться Роскомнадзором в специальный перечень», — говорится в сообщении ведомства.

Зачем это нужно

Незарегистрированные страницы и каналы не смогут размещать рекламу, а другие блоги не смогут репостить их сообщения. Эти ограничения вступят в силу с 1 января 2025 года.

Кому нужно регистрироваться

Верификация потребуется пользователям, имеющим более 10 тыс. подписчиков. Ранее Роскомнадзор перечислил платформы, которых коснулись правила деанонимизации: Likee, TikTok, Twitter, YouTube, «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, LiveJournal, «Пикабу», Pinterest, Rutube, «Дзен», Twich, Discord, Yappy.

Facebook и Instagram это требование не коснется. Они не включены в реестр соцсетей Роскомнадзора, поскольку обе платформы принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России.

Как зарегистрировать блог

Владельцу канала/страницы необходимо заполнить специальную форму и отправить сведения о себе и своем канале, включая контактные данные:

  • наименование персональной страницы и ее адрес в интернете (эти сведения будут открытыми);
  • данные о пользователе соцсети (для физлиц — граждан России это фамилия, имя и отчество, для иностранцев — также Ф. И. О. и страна проживания, для юрлиц — название организации, организационно-правовая форма, регистрационный номер, для ИП — фамилия, имя и отчество, а также регистрационный номер, для иностранных компаний — название, страна регистрации, налоговый идентификатор и (или) идентификатор в торговом реестре страны регистрации);
  • телефонные номера и адреса электронных почт владельца страницы в соцсети, которые использовались при создании страницы и используются при ее ведении.

Заявке присвоят уникальный номер, который в течение трех дней нужно разместить в закрепленном сообщении или описании страницы, чтобы Роскомнадзор мог подтвердить принадлежность блога автору заявки. Ведомство в течение десяти дней примет решение о включении страницы в перечень. Уведомление придет в личный кабинет на «Госуслугах».

После включения блога в перечень его автор должен разместить в описании канала ссылку на запись о своей странице в реестре Роскомнадзора. По ней другие пользователи и рекламодатели смогут проверить, действительно ли она находится в перечне.

Что говорили блогеры и эксперты

Автор телеграм-канала о стартапах The Edinorog (31 тыс.) Дмитрий Филонов отмечал, что большей частью информацией о блогерах уже владеет налоговая.

«Но вообще об авторах каналов, которые продают рекламу вбелую, и так известно довольно много, как минимум Ф. И. О. и ИНН из-за обязательной маркировки, — напомнил он. — А по этим данным, думаю, Роскомнадзор вполне может у налоговой запросить и данные о доходе».

Партнер практики интеллектуальной собственности Comply Максим Али называл новый механизм «очень сырым и спорным».

«Чего только стоит запрет на репост от пользователей, которые не состоят в реестре Роскомнадзора. Причем запрет этот формально распространяется не только на посты блогеров, но и обычных друзей, у которых меньше 10 тыс. подписчиков. К тому же неясно, что такое персональная страница. Раньше законодатель не задавался целью ее подробно определять. Например, страница интернет-магазина в VK — это персональная страница?»

Глава агентства TelecomDaily Денис Кусков считает, что государству выгодно знать и контролировать все информационные ресурсы, которые могут воздействовать на аудиторию. Критическая отметка 10 тыс., по его словам, логична, хотя более объяснимым был бы уровень 50 тыс. подписчиков.

Юрист практики по сопровождению IP- и IT-сделок Semenov&Pevzner Екатерина Артемьева назвала механизм понятным, однако добавила, что вопросы после прочтения закона, остаются.

«Пока не совсем ясно, как будет происходить взаимодействие соцсетей с Роскомнадзором. Также пока не до конца понятно, какие страницы в соцсетях попадают под понятие персональной страницы, будут ли удаляться страницы из реестра в случае, если количество подписчиков падает. Есть телеграм-каналы, у которых аудитория «плавает» в районе 10 тыс. То есть сегодня 10,5 тыс. подписчиков, а завтра уже 9,9 тыс.».

Закон

Госдума приняла закон, обязывающий блогеров сообщать данные о себе и своих страницах в соцсетях, в конце июля. В законопроекте это называется «персональными страницами», имеющими более 10 тыс. «пользователей социальной сети». В этом случае учитывается именно число подписчиков конкретного аккаунта, а не его охваты.

«Каналы, которые соблюдают российское законодательство, включаются РКН в соответствующий перечень и маркируются соцсетью. <…> Отсутствие этой верификации не запрещает блогеру вести дальше свою страницу, но для них вводится запрет: им запрещено размещать у себя рекламу, а другие каналы не должны репостить их сообщения», — объяснял глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн.

Планку в 10 тыс. подписчиков депутат назвал «достаточно экспертной». По его словам, это позволяет охватить регистрацией те каналы, которые пользуются повышенным интересом у пользователей и, соответственно, имеют авторитет среди них.

Поделиться