Мэттью Макконахи — 55 лет. История главного отшельника Голливуда

. Секс-символ с «Оскаром» и тягой к менторству

Мэттью Макконахи исполнилось 55 лет: вспоминаем карьеру актера

Обновлено 04 ноября 2024, 15:09
На 96-й церемонии вручения «Оскар». 10 марта 2024 года
Фото: Emma McIntyre/Getty Images

На 96-й церемонии вручения «Оскар». 10 марта 2024 года

Неотразимый и неунывающий. И еще, пожалуй, заряженный техасским солнцем и мудростью мотивационного коуча. Он мог бы стать ментором и натаскивать топ-менеджеров на успешные сделки. Мог бы проповедовать о любви и спасении в методистском приходе. Или наняться школьным тренером по футболу, взращивая новых звезд NFL. Мэттью Макконахи будто бы придержал на время эти скрытые сокровища, пропустив вперед харизму и яркую внешность. Именно они «оплатили» его голливудский старт.

Рассказываем, как парень с ирландскими корнями и техасской душой стал символом современного духовного гедонизма.

В материале использованы источники: интервью Брендону Бушару, The New Yorker, Deadline, GQ, Garden&Gun.

В возрасте 23 лет чертовски привлекательный Макконахи показался в клипе на балладу Walk Away Joe кантри-певицы Триши Йервуд: в незамысловатом сюжете его герой разбивал сердце наивной девушки, которая сбежала к возлюбленному, несмотря на увещевания матери. Вскоре он очаровал кастинг-директора «Под кайфом и в смятении» — фильма о взрослении от Ричарда Линклейтера, которого подкупило дружелюбие новичка на площадке, благодаря чему роль непутевого Вудерсона стала чуть значительнее. И засияла зеленым светом для Макконахи по дороге в Голливуд. К слову, когда спустя 20 лет ему вручат «Оскар», Линклейтер констатирует, что это было неизбежно.

Обложка видео

До начала 2000-х верстовые столбы вдоль дороги в большое кино встречались многообещающие: драматические роли, сложные сюжеты, требующие от актера подготовки, таланта или хотя бы смекалки. «Время убивать», где пришлось разыгрывать роль убедительного адвоката, защищающего темнокожего обвиняемого. «Контакт», в котором довелось примерить образ философа-богослова; «Амистад», где снова выпала адвокатура, уже в историческом контексте. Амплуа защитника не раз мелькнет в карьере Макконахи: внешность и харизма и здесь приплатили киношникам, чтобы те подбирали провинциальному дарованию подходящие костюмы. Как и режиссеров: Роберт Земекис, Стивен Спилберг, Джоэл Шумахер — не каждый новичок может пробиться к таким именам. Макконахи, который и кино не смотрел до 17 лет, делал это играючи и в конце концов заигрался — агенты все чаще стали приносить сценарии ромкомов, кинозвезда не отказывалась, следуя принципу о ненапрасных подарках судьбы.

2000-е закрутили его в шторм легкомысленных историй, подобно той, о которой поется в Walk Away Joe. Не только на экране, но и в жизни: ромкомы чередовались с романами, новоиспеченный секс-символ бросало от одного таблоида к другому, интервью становились все поверхностнее, кутежи в Малибу — все бесшабашнее. Макконахи с каждым новым образом героя-любовника уносило в гавань, куда прибивает всех измотанных славой экранных романтиков, которым больше не светят огни неизведанных берегов.

Чудом уберегла по-детски неутомимая жажда открытий и преодолений — то топливо, что движет Макконахи, о чем он не раз повторял и в своей автобиографии «Зеленый свет», и в своих соцсетях, и в беседах с близкими по духу мотивационными тренерами, в конце концов. Джо действительно ушел — расстался с ромкомами, тихо удалившись, пока они спали.

Даже вспоминая «десятилетие голого торса», которым стали для актера 2000-е, Макконахи не выставляет себя жертвой: признай проблему, найди способ ее исправить и двигайся дальше — вот и весь жизненный урок. Взяв карьерный перерыв, он остановил поток предложений о романтических комедиях, благодаря которым рисковал превратиться в золотую антилопу с коротким веком. Перерыв длился два года, потом случился наконец искомый сдвиг. Возник Стивен Содерберг и «Супер Майк», а за ним — Уильям Фридкин и «Киллер Джо», Брэд Фурман и «Линкольн для адвоката», потом Джефф Николс с «Мадом», Кристофер Нолан с «Интерстелларом», Жан-Марк Валле с «Далласским клубом покупателей», Кэри Фукунага с «Настоящим детективом». Эту эпоху журналисты прозвали «макконассансом», а увенчалась она «Оскаром» за лучшую мужскую роль.

Мэттью Макконахи — не королева драмы («Не выдумывай трагедий. Они произойдут сами собой» — одна из цитат его «Зеленого цвета», источника мудрости для поклонников), и в его судьбе не встречалось сокрушительных ошибок вроде физической травмы или пучины зависимостей, в которую смывает многих. «У меня есть много доказательств того, что существует мировой заговор сделать меня счастливым, — писал он в своих мемуарах. — В жизни мне удалось выкрутиться из больших неприятностей, чем я предполагал». Его возвращение в Голливуд не было похоже на подъем со дна Марианской впадины, как это произошло, например, с Бренданом Фрейзером или Робертом Дауни-младшим. Но менее грандиозным оно тоже не было.

Что стоит за явлением Макконахи народу? Воспитание ли, где постарались отец-футболист, отгородивший сына от добровольного костоломства в опасном спорте, благодаря чему тот выбрал гольф, и мать, любившая без меры? Они души не чаяли в трех своих отпрысках, внушая им базу вроде не говорить «не могу» и «лучше прыгнуть, чем упасть». Или непрерывная рефлексия, которая выводила из запутанных ситуаций. Или, может быть, техасский размеренный ритм жизни, впитанный сознанием в виде навыка замедлиться и задуматься. Наверняка все вместе.

18 лет назад, в свое буйное «десятилетие голого торса», он угостил крышесносной «Маргаритой» бразильскую модель Камилу Алвес, а через шесть лет женился на ней, перебрался в родной Техас и превратился в еще более счастливого человека, чем был. Теперь он не безрассудный секс-символ и таблоидный персонаж с симпатичным личиком в обрамлении кудряшек, но семьянин, отец троих детей, который без смятения кайфует от жизни и охотно делится лайфхаками со всеми желающими.

Макконахи с наслаждением рассказывает на разных телешоу самые трогательные истории из своей семейной жизни и снова редко берет главные роли и крупные проекты, предпочитая небольшие работы на озвучивании или тайные камео (как в «Дэдпул и Росомаха»). Но это временное затишье: впереди релиз триллера The Lost Bus Пола Гринграсса о смертоносном пожаре в Калифорнии и криминальной драмы «Соперники Эмзайи Кинга» Эндрю Паттерсона. По слухам, он может перенять эстафету Кевина Костнера в сиквеле вестерна «Йеллоустоун», но это не точно — еще ведутся переговоры. А пока за своим откровением, «Зеленым светом», Макконахи выпустил детскую книжку Just Because, чтобы напомнить всем — от мала до велика — о жажде открытий, которая продолжает его заряжать под неизменным техасским солнцем.

Поделиться